Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

(no subject)



Информация с сайта Библиотеки Волошина:

Майский лекторий в Волошинке.
Сразу после майских праздников 13 мая в 19.30 продолжится уникальный цикл лекций по истории Искусства Античности, открывающий в каноническом античном мире бездны новых смыслов и образов. На третьей лекции цикла историк и антиковед Виталий Сусленков расскажет об Искусстве высокой классики (V- начало IV вв до н.э.). По праву этот период считается одним из самых красивых и интересных периодов расцвета искусства Греции. Вторая половина V в. до н. э.— время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики.

Начало лекции в 19.30
Стоимость 500 руб.

(no subject)

Информация с сайта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Выставка "Памятники материальной культуры христианской Эфиопии".

27 мая 2019 года в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Лихов переулок, дом 6) откроется выставка памятников материальной культуры христианской Эфиопии. Среди экспонатов – более 200 крестов, икон, книг и богослужебных предметов. Выставка пройдет в рамках III Ежегодного фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе». Коллекция А.Ю.Ситникова, представленная на выставке, не имеет себе равных в России: таким собранием эфиопских древностей в настоящее время не располагает ни один музей. На выставке пройдёт презентация каталога «Памятники материальной культуры христианской Эфиопии». В каталоге описаны редкие предметы богослужебной утвари, уникальные образцы эфиопской ставрографии, классические образцы иконографии. Кроме того, в каталог вошли интересные примеры современного христианского искусства Эфиопии. Все предметы, представленные в каталоге, публикуются впервые. «Эфиопия – одна из самых интересных стран христианского Востока. – говорит заведующий кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей (ВХФиВЦ) ПСТГУ, доктор богословия протоиерей Олег Давыденков. – Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство. При этом значительную часть своей истории эта страна развивалась в почти полной изоляции от остального христианского мира. Данное обстоятельство в сочетании с местным африканским этническим субстратом, с особенной психологией привело к созданию совершенно уникальной местной традиции. Причем важно отметить, что традиция эта живая, – и сегодня можно поехать в Эфиопию и увидеть все это своими глазами». Познакомиться с уникальной христианской традицией, представленной памятниками христианского искусства и материальной культуры Эфиопии, можно с 28 по 31 мая в главном здании ПСТГУ.

(no subject)

Снова,
нечто из разряда – “Вроде бы и совершенно “не моё”,
но, вдруг, кому-то из друзей,
неравнодушных к Японии, это окажется интересным и полезным”. :)

Информация с сайта замечательной и гостеприимной Библиотеки имени М.А. Волошина:

По многочисленным просьбам мы продолжаем авторский курс Анны Егоровой (Государственный Эрмитаж) - «Искусство Японии: бесконечно изменчивая традиция»!
В рамках этого курса Вы сможете узнать почти всё о японском искусстве! Максимально возможная панорама, прекрасный рассказ, уникальный изобразительный ряд от знатока Японии и японского искусства - всё это в нашем курсе из 5 лекций (февраль - апрель 2019 года)!

Представляем Вашему вниманию четвертую лекцию цикла - «Эпоха Эдо (1603-1868). Процветание и упадок искусств».



После драматических событий «Эпохи сражающихся провинций» и периода Адзути-Момояма, когда страна приходила к единству, наступила эпоха правления сёгунов Токугава, время мира и процветания. К этому периоду относится расцвет японских городов – теперь уже не императорский двор и не военная аристократия, а преуспевающие горожане формировали облик художественной традиции страны, были заказчиками, потребителями и авторами произведений искусства.
Новые виды и жанры искусства отражали тягу к развлечениям, юмор и жизнелюбие «третьего сословия», преодолевающего запреты и попытки правительства Токугава присмирить богатеющих купцов и ремесленников. Постепенно занимает положение «искусства» прежде лишь носившая утилитарное назначение гравюра разных жанров. В декоративно-прикладном искусстве аналогичное положение заняла мелкая пластика нэцкэ, которую можно смело назвать энциклопедией городского мироощущения эпохи Эдо.

В то же время продолжают работать старые школы живописи (Кано и Тоса), бережно сохраняющие традиции классического искусства Дальнего Востока, развивается декоративная живопись, дзэнские мастера создают эксцентричные живописные и каллиграфические монохромные свитки. Расцвета достигает искусство лаков, появляется фарфор, а многие мастера прикладного искусства работают в разных видах искусства, создавая синтетическую художественную среду эпохи. Как всегда, многообразная и полная противоречий художественная культура Японии откроется перед нами через всемирно прославленные и почти неизвестные зрителям памятники искусства.

(no subject)

Информация с сайта Музея Русской иконы:

****
Большая радость для византинистов и ценителей!

4 апреля в 19:00 у нас прочтет лекцию Ирина Орецкая, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора византийского искусства Государственного института искусствознания.

Тема лекции — «Византийские художники и их произведения в Северной Италии в конце XI – начале XII века».

1.jpg

На территориях Северной Италии, некогда входивших в состав Римской империи, некоторые из которых затем, в эпоху раннего средневековья, принадлежали Византии (Равеннский экзархат), произведения византийских художников не были редкостью. Позднее, когда Византия утратила контроль почти над всеми своими владениями в Северной Италии, византийские мастера стали гораздо более редкими гостями в этих землях. Однако время от времени они приезжали в Венецию по приглашению дожей, прежде всего, для работы в самом великолепном ее храме, построенном по образцу церкви Святых Апостолов в Константинополе, - Сан Марко. На рубеже XI-XII веков прибывшие из Византии мозаичисты приняли участие не только в украшении главного собора Венеции, но и церквей Триеста и Равенны. В годы правления императора Алексея I Комнина (1081-1118) в Константинополе был заказан для Сан Марко «Золотой алтарь» (Pala d’Oro) – предшественник нынешнего, выставленного сейчас в алтаре. Дожи, стоявшие во главе накопившей к этому времени большие богатства морской республики, считали необходимым украсить ее главный храм самыми роскошными произведениями и обращались для этого к лучшим художникам, каковыми заслуженно считались византийцы.

Лекция проводится бесплатно, число мест ограничено, регистрация на сайте музея.
****

(no subject)

Может быть, это окажется кому-то полезным, и интересным.

Информация с сайта ГМИИ им. А.С.Пушкина,
о цикле лекций по нумизматике и медальерному искусству:
Абонемент № 18. Цикл лекций "Нумизматика. Памятники и история коллекции".

8 лекций (вторники февраля - марта 2019).
Центр эстетического воспитания «Мусейон». Начало в 19.00

Цикл лекций посвящен знакомству с различными разделами нумизматической коллекции ГМИИ, принадлежащей к ведущим отечественным нумизматическим собраниям. Сотрудники отдела нумизматики подробно расскажут о наиболее интересных памятниках монетного и медальерного искусства, хранящихся в музее, познакомят слушателей с актуальными проблемами исследования разнообразного нумизматического материала. Подробно будет рассмотрена история появления и развития чеканки бронзовых монет в античную эпоху и место бронзовых выпусков не только в системе монетно-денежного хозяйства греко-римского общества, но и в его искусстве, культуре, политике. Интереснейшей страницей истории эллинистической монетной чеканки является монетное дело Древней Бактрии – государства, занимавшего обширные территории на восточной периферии ойкумены (современный Афганистан) и создавшего замечательный сплав греческих и местных культурных традиций. Слушатели познакомятся с важным эпизодом истории формирования нумизматической коллекции ГМИИ, связанным с именами известного отечественного мецената П.Г. Демидова и основателя шведской нумизматики Э. Бреннера, узнают о «втором» открытии «Музея русской истории за границей», состоявшемся совсем недавно. Несколько лекций будет посвящено различным аспектам развития отечественного медальерного искусства в XVIII–XX вв.

5 февраля Бронзовая чеканка – «золушка» или «принцесса» монетного дела античности?
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат исторических наук С.А. Коваленко

12 февраля Монеты Древней Бактрии
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат исторических наук Н.М. Смирнова

19 февраля «Памятные древности свеев». Нумизматическая коллекция Э. Бреннера и П.Г. Демидова
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат исторических наук Ю.Е. Краснобаева

26 февраля Музей утраченный и обретенный. Нумизматическое собрание «Музея русской истории за границей» в Берлине. Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина У.М. Волкова

5 марта «Я вижу тонкий профиль твой…» Парный портрет в медали
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина У.М. Волкова

12 марта Образ государства российского в медальерном искусстве XVIII – начала XX века
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина У.М. Волкова

19 марта Некоторые особенности императорского портрета на медалях XVIII – начала XX века
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина У.М. Волкова

26 марта Коннозаводство в медали
Лекцию читает научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина У.М. Волкова

Византийские весовые знаки

В издательстве Государственного Эрмитажа вышла книга, пусть посвящённая и не византийским монетам как таковым, но, имеющая безусловное и непосредственное отношение к византийской истории, экономике, нумизматике, финансам, метрологии, искусству и эмблематике.

Византийские весовые знаки: каталог коллекции / В.В. Гурулева; Государственный Эрмитаж. - С Пб.: Изд-во Гос . Эрмитажа, 2018. - 136 с.: ил.
ISBN 978-5-93572-812-0



Из аннотации:
“Каталог является полной научной публикацией эрмитажной коллекции византийских экзагиев и гирек, которые были изготовлены в Константинополе и других центрах империи в разные исторические периоды, но преимущественно в VI-VIIвв. Эти памятники нумизматической метрологии были предназначены для проверки полновесности золотых монет, необходимой в то время из-за несовершенства техники чеканки, влекущего за собой разного рода случаи злоупотребления и мошенничества. Эрмитажное собрание насчитывает 284 весовых знака и по своей репрезентативности занимает одно из лидирующих положений среди мировых музейных коллекций.
Оно начало складываться в конце XIX – начале ХХ в., когда возник собирательский интерес к весовым знакам и появились их первые научные публикации, а полностью сформировалось к первой половине ХХ в.
Каталог адресован нумизматам, историкам, экономистам, коллекционерам и всем любителям памятников древности”.

(no subject)

Запечатлевшие историю: византийские и древнерусские печати из частных собраний/ Авт. - сост.: М.Н. Бутырский, И.А. Орецкая – М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2018. ISBN 978-5-906538-11-6



Из аннотации:
“Массовое применение свинцовых печатей для удостоверения подлинности и обеспечения конфиденциальности письменных документов являлось одной из отличительных особенностей византийской культуры. Внимание резчиков штемпелей к тщательной передаче на них ликов и фигур различных святых позволяет считать печати произведениями средневековой художественной глиптики, выполненными в соответствии с иконографическим каноном и стилевыми предпочтениями породившей их эпохи.
В каталоге собраны описания более 120 византийских и древнерусских подвесных свинцовых печатей, которые датируются V-XV вв. Они являются замечательными памятниками средневековой сфрагистики, уникальными историческими источниками, культурными ценностями в самом широком смысле этого слова”.

Просто натуральный Царь-Горох...



А если посмотреть лоты № 254 и № 255 с аукциона Юнона-XII, антонинианы императора-узурпатора Постума, приглядеться к портретам, так внешне император – натуральный Царь Горох из русских народных сказок, сразу давнишние советские фильмы-сказки вспоминаются, с Пуговкиным в роли царя… :)

(no subject)

Нечто из разряда - «Вроде бы и совершенно “не моё”,
но, вдруг, кому-то из друзей, неравнодушных к Японии, это окажется интересным и полезным».

Информация с сайта «Открытого клуба» (клуб и галерея на Спиридоновке»):

Елена Грязнова. Влияние японского искусства на европейское искусство рубежа ХIХ-ХХ веков.

В лекции мы рассмотрим как повлияло японское искусство, открывшееся взору европейского ценителя в эпоху мэйдзи, на европейское искусство. Если присмотреться внимательно, то влияние его можно обнаружить и во французском импрессионизме, и в творчестве англичан О.Бердсли и Ч.Макинтоша, в графике художников венского сецессиона и русских художников группы Мир искусства, а так же в более позднем ответвлении искусства модерна - ар деко. Начав с рассмотрения японской гравюры 17 века укие-э, мы изучим и большой блок иллюстративного материала европейского искусства конца 19 - начала 20 веков.
В лекции, как и всегда, будет использовано около 600 слайдов с работ художников разных стран.

27 ноября 2018г. 20-00

(no subject)

Нечто из разряда - «Вроде бы и совершенно “не моё”, но, вдруг, кому-то из друзей, неравнодушных к Японии, это окажется интересным и полезным».

Информация с сайта Библиотеки имени М.А. Волошина:

Дорогие друзья,
мы открываем новый сезон в нашем лектории, посвященном искусству, истории, религиям и текстам Востока.
Приглашаем вас 9 октября на уникальную лекцию Анны Алексеевны Егоровой (Государственный Эрмитаж):

Реставрация кинцуги: искусство, философия, поэзия.



Кажется, мы уже привыкли к тому, что японская культурная традиция способна создать яркий и глубокий феномен даже из, казалось бы, совершенно обыденных вещей. Обветшавшие крестьянские хижины и простые полевые цветы заслуживают восхищённого взгляда японского мастера и поэта, как и старый котелок для чайной церемонии или треснувшая чайная чаша. Именно такие треснувшие или разбитые чаши тяван часто становились сокровищами и стоят целые состояния, передаются по наследству и вдохновляют любителей керамики, чайной церемонии и всей японской культуры. В то же время этот культ японской керамики часто вызывает снисходительное удивление и непонимание у ценители китайского и европейского фарфора...
Если же отрешиться от несомненного обаяния японской культуры и сбросить с глаз пелену предубеждений, то возникает целый ряд вопросов. Когда обычная бытовая утварь становится "произведением искусства"? Почему разбитая чайная чаша гораздо ценнее целой? Как традиционная японская реставрация лаком и золотом создаёт шедевр из обычной суповой плошки? Почему современные художники разных направлений и видов искусства цитируют приём кинцуги в своих работах? В этом, в природе декоративно-прикладного искусства, в японской эстетике и истории реставрации керамики попробуем разобраться на лекции известного российского япониста А.А. Егоровой.

Начало в 19.30.

Стоимость - 500 руб. Обязательна регистрация на сайте, количество мест ограничено.