Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

"Символическая история европейского Средневековья"

Мишель Пастуро Символическая история европейского средневековья 2
Мишель Пастуро. «Символическая история европейского Средневековья».

Эта книга привлекла моё внимание ещё в мае, когда мы ездили на праздники с Семёном и с Таисией путешествовать по Владимиру и окрестностям. Вот там я её и увидел - в замечательном букинистическом магазине «Эйдос», недалеко от Золотых ворот. Заинтересовался сразу – практически с эпиграфа:

«Некоторые вещи — это просто вещи, а некоторые в то
же время являются еще и знаками [...]. Среди этих знаков
есть просто сигналы, есть пометы и атрибуты, а есть —
символы». Святой Августин.

Интереснейший сплав (да, сплав, иногда похожий на сборную солянку, или, на винегрет, но, на винегрет вкусный) множества фактов, психологических нюансов и оттенков мироощущения Средневековья, которые довольно редко рассматривались в тех книгах, которые мне попадались под руку. Широкий хронологический охват, и анализ множества фактов, относящихся к средневековой символике и психологии средневекового мировосприятия – тут и отношение к животным, и судебные процессы над животными, почему так часто судят свиней, и коронование льва, охота на кабана, и как королевская дичь стала нечистым животным, почему олень животное Христа, охота и церковь, отношение к растениям и цветам, цветок для короля, «Вехи средневековой истории геральдической лилии, отношение к свету и к цвету в Средневековья, и, какие цвета, и сочетания цветов говорили о высоком статусе, а какие сочетания считались неприличными, и годились только для шутов, сумасшедших, или еретиков, и, как, с течением веков, и, в разных регионах, менялось отношение к разным цветам, средневековые красильщики, и, почему это «недостойное ремесло», и, как безобразничал в мастерской красильщика малолетний Иисус, и, почему Иуда рыжий, да ещё и левша, геральдика, и рождение гербов, от герба – к флагу, средневековое происхождение национальных эмблем, и игра в шахматы, игра в короля Артура, и рыцарская идеология, и, многое-многое другое, чего там только нет. Для расширения кругозора – понравилось. Жалко только, что, про Византию там ничего нет, но, ведь, нельзя объять необъятное…

Как всегда, читая что-то, я выписываю для себя кое-что понравившееся, или, чем-то примечательное, вот, для иллюстрации этой книги приведу здесь несколько цитат, пусть в этих цитатах прозвучит голос самого автора:

"Наверное, ни одна область изучения Средних веков не была так загублена научными работами и книгами посредственного (если не сказать хуже) качества. Когда дело доходит до «средневековой символики» (этим расплывчатым понятием особенно злоупотребляют), интересующейся публике и студентам чаще всего приходится довольствоваться какими-нибудь завлекательными или эзотерически ориентированными сочинениями, авторы которых свободно жонглируют временем и пространством и валят в одну кучу рыцарство, алхимию, геральдику, помазание на царство, романское искусство, строительство соборов, крестовые походы, тамплиеров, катаров, черных Дев, Святой Грааль и т. д., выдавая более или менее коммерчески востребованную ахинею. К сожалению, эти сочинения часто и впрямь имеют успех на книжном рынке, тем самым нанося огромный вред подобным темам и отбивая у читателей и исследователей, всерьез интересующихся предметом, всякую охоту к изучению символа." Стр. 9.

«Зелёный, красный и чёрный являются одновременно религиозными, династическими и политическими цветами во всех исламских странах; но в разное время и в разных странах их интерпретация различна.
Зелёный — религиозный цвет ислама, красный — политический цвет.
Кроме того, исторически зелёный является цветом Аббасидов, красный — Хашимитов, чёрный — Фатимидов, а белый — Омейядов». Стр.268.

«Сначала полумесяц в исламском мире был лишь одним из многих других
мусульманских символов. Представляется, что именно христианский крест
с течением времени повлиял, почти на семиотическом уровне (croix [крест]
vs croissant [полумесяц]), на тот факт, что полумесяц выдвинулся в ряд важнейших
фигур мусульманской политической символики. В любом случае
роль европейцев тут несомненна: именно они, начиная с XIII—XIV вв., стали
обозначать весь исламский мир с помощью эмблемы полумесяца, сделав из
нее некое магометанское соответствие христианскому кресту. Сами же мусульмане
стали использовать полумесяц в таком значении довольно поздно,
в османскую эпоху. Изучение этой любопытнейшей аккультурации представляло
бы большой интерес». Стр.281.


«Мечтается лучше тогда, когда наверняка
ничего не известно, а символы более действенны в тех
случаях, когда они побуждают нас мечтать». Стр.284.
Subscribe

  • День Космонавтики...

    А, ведь, сегодня – юбилей. Уже, ведь (с ума сойти) – уже 60 лет, как полетел над этой планетой Юрий Алексеевич Гагарин. Я помню, моя мама…

  • С Днём геолога!

    Сегодня – первое воскресенье апреля… Поздравляю! С праздником! С грустным праздником, который раньше помнили и праздновали миллионы человек по всей…

  • Аукцион IVNO-XXIX

    Несколько случайных монеток, просто так, россыпью, полюбоваться, с идущего сейчас аукциона «Юнона-XXIX» (закрытие послезавтра, с 20-00 Московского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments