Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Category:
Нет, по моему, что-то не то написано в книге Андре Гийу «Византийская цивилизация» (Издательство «У-Фактория», Екатеринбург, 2005 год). На стр. 167 в главе «Государство», написано, что: «… Феофано, племянница Романа II, вышла замуж за Оттона II, сына германского императора Оттона I…».

Непонятно, откуда взято, что, Феофано – племянница Романа II ? Он же, своих мать и сестёр в монастырь отправил, и, насколько я помню, у его сестёр детей не было ? Во всяком случае, я нигде об этом не читал ?


Несколько раз в литературе я натыкался на сведения, что, Феофано – племянница Иоанна Цимисхия (Так, навскидку, вспоминается ЖЗЛ «Творцы Священной Римской империи»).
У Ц.Г. Нессельштраус «Искусство раннего Средневековья» (2000 год) – есть очень краткое упоминание, не указано, порфирородная, или нет, не сказано, чья племянница была Феофано, просто сказано «византийская принцесса».
А у Дашкова, в «Императорах Византии» сказано: «…племянница Иоанна Цимисхия Феофано, ставшая супругой императора Оттона II…».

Так.

А сейчас посмотрим много раз руганную «Википедию»… :)
Да, я знаю, знаю, вроде бы, воспринимать «Википедию» в качестве серьёзного источника, считается, как-то, «моветон», но… Но, нет «плохих» и «хороших» источников информации, и, любые сведения из разных источников могут оказаться полезными, если воспринимать их критически.

******Долгое время считалось, что Феофано — дочь императора Византии (либо Романа II и его жены Феофано, либо Константина VII Багрянородного). Однако не существует никаких упоминаний о её «порфирородности». Большинство источников не говорят о её царственном происхождении, а анналы Монте-Кассино говорят о Феофано как о племяннице императора Иоанна I Цимисхия.
Согласно современным исследованиям, отцом Феофано был Константин Склир (греч. Κωνσταντίνος Σκληρός), брат знаменитого военачальника Варды Склира (ум. 991), несколько раз восстававшего против императора Василия II Болгаробойцы. Матерью Феофано была София Фокина (греч. Σοφία Φώκαινα), племянница императора Никифора II Фоки. Сестра Константина Склира, Мария Склирена (греч. Μαρία Σκλήραινα) была первой женой императора Иоанна I Цимисхия, который, таким образом, оказался дядей Феофано по браку.******

Интересно. Весьма. Да ещё и наглядная генеалогическая схема в разделе «Предки».
Кстати, нужно будет добраться вот до этой книги, упомянутой в разделе «Литература»:
Бульст-Тиле Мария Луиза, Йордан Карл, Флекенштейн Йозеф. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К.Л., Неборской Л.Н. под редакцией Ермаченко И.О. — СПб.: Евразия, 2008

И, на фоне этого, ещё интереснее становится, откуда же, всё-таки, Андре Гийу взял, что, Феофано - племянница Романа II.
В общем, нужно будет ещё покопаться в этой теме, но, судя по тем данным, которые сейчас подбираются, видимо, версия с Иоанном Цимисхием кажется наиболее реальной…

Да, вот, кстати, две картинки милиарисиев Иоанна I, как раз, попались в руки, как «привет» из той эпохи:

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments