Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:

Лангобарды в Эрмитаже

Я – счастливый…
Тихо смакую впечатления, и роюсь в книгах и каталогах, боясь спугнуть ощущения от поездки… :)
Вернулся из Санкт-Петербурга.



С выставки «Лангобарды. Народ, изменивший историю» (и, конечно же, не только с этой выставки).
Выставка была интереснейшая, и совершенно замечательная. Редкая и красивая.
Хотя, почему, собственно – «была»?
Она пока ещё идёт – ещё целых 4 дня осталось, так что, если кто не успел, и, вдруг спохватится, всегда ещё можно на бегу купить билет, прыгнуть в поезд, или на самолёт,
и отправиться в Питер - в неисчерпаемый Эрмитаж,
в виртуальное таинственное путешествие по волнам истории и фантазии, на 1000-1200-1400 лет назад…

”Самая красивая эмоция, которую мы можем испытать, — это таинственность. Она является источником правды и науки. Те, кто этого не понимает и перестаёт удивляться, не способен восторгаться, — и по сути дела мёртв”.
А.Эйнштейн




Фибула в форме диска.
Парма, Борго делла Поста.
Начало VII в.
Золото, камни, стекло; перегородчатая инкрустация.
Парма, монументальный комплекс Пилотта, Национальный археологический музей.


Меч.
Ночера Умбра (Перуджа), погребение 1.
Конец VI – начало VII в.
Железо, золото, альмандины, паста.
Длина 91,0 см, ширина клинка 5,0 см.
Рим, Национальный музей раннего Средневековья.


Фибула S-образной формы.
Чивидале дель Фриули (Удине).
Около 600 г.
Золото, гранаты, стекло; перегородчатая инкрустация.
Чивидале дель Фриули (Удине), Национальный археологический музей.

Аннотация к выставке с сайта Эрмитажа:

“4 мая 2018 года в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Лангобарды. Народ, изменивший историю», организованная Государственным Эрмитажем, Национальным археологическим музеем Неаполя и Общественным музеем Павии, муниципалитетом Павии, при участии Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, при поддержке компании Villagio Globale International (Центр «Эрмитаж-Италия).

Этой экспозицией завершается масштабный выставочный проект, подготовленный итальянскими специалистами. Первая выставка открылась в сентябре 2017 года в городе Павия, спустя три месяца – в Неаполе, теперь – в Санкт-Петербурге.

Выставка посвящена переломной вехе в истории Италии – периоду лангобардского владычества (568–774 годы). Вторжение воинственного германского племени лангобардов из Центральной Европы привело к окончательному крушению позднеантичной цивилизации на землях некогда процветающих центральных областей Римской империи и наступлению эпохи феодальной разобщенности италийских земель. Многочисленные археологические памятники, оставленные этим народом, ярко иллюстрируют процессы расселения новых завоевателей почти по всей территории полуострова и столкновения двух культур. Однако неизбежное крушение политического наследия императорского Рима и упадок величайшей художественной культуры не стали абсолютно фатальными. На их обломках постепенно зарождается новое историческое явление: тонкий росток, который вскоре даст миру такой феномен, как итальянский Ренессанс, своими корнями уходит в период лангобардского господства.

Около 600 экспонатов, большая часть которых археологические материалы, раскрывают все возможные стороны политической, экономической и повседневной жизни лангобардских княжеств, включая их сложные взаимоотношения с Византией, сохраняющей свою власть в крупнейших городах – Риме и Равенне (VI–VIII века), а также с франками державы Каролингов (VIII–IX века). Таким же сложным стал и процесс становления средневековой итальянской культуры, отразившийся в находках из поселений и некрополей: имперское наследие прослеживается в искаженных варварскими мастерами художественных образах и неповторимых предметах прикладного искусства лангобардов. Особое внимание здесь уделено противопоставлению и вместе с тем синтезу национальной мифоэпической традиции германцев («звериный» стиль ювелирного искусства) и обрядово-символических проявлений ортодоксального христианства, которое сыграло важную роль в социальной трансформации древнего общества от варварства к цивилизации.

На протяжении последних сорока лет лангобарды постоянно находились в центре внимания научного сообщества и широкой публики. Комплексные исследования десятков археологических памятников значительно обогатили наши знания о материальной культуре, социальных связях и процессах интеграции этого этноса в общий контекст развития народов Европы на рубеже эпох Великого переселения народов и раннего Средневековья. Присвоив статус объекта культурного наследия бывшим владениям лангобардов (Italia Langobardorum), ЮНЕСКО подтвердила важность наследия лангобардов как одной из характерных составляющих итальянской исторической идентичности.

Выставка может стать не только определенной вехой в знакомстве с раннесредневековой Европой для российских специалистов в этой области. Давнее сотрудничество Эрмитажа с итальянскими музейными центрами позволит на этот раз широкой аудитории восполнить некоторый пробел в представлениях о культуре Италии значительного исторического отрезка времени «темных веков» между эпохами Поздней античности и классического Средневековья. Здесь представлены предметы древней культуры и искусства из более чем 60 институтов, монастырей, библиотек и музейных собраний Италии.

Главные кураторы и авторы научной концепции выставки – Джанпьетро Броджиоло (Университет Падуи) и Федерико Марацци (Универститет Неаполя). Куратор выставки в Государственном Эрмитаже – Алексей Геннадьевич Фурасьев, ведущий научный сотрудник Отдела археологии восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог («Издательство Государственного Эрмитажа», 2018), предваряемый вступительным словом М.Б. Пиотровского. Авторы сопроводительных статей и составители этой книги – видные европейские специалисты, археологи, историки, медиевисты – знакомят читателей с последними результатами своих весьма продолжительных и глубоких научных исследований. Изначально этот каталог был подготовлен на итальянском языке для выставок, состоявшихся в Павии и Неаполе. Небольшая часть экспонатов, присутствующих в русскоязычной версии каталога, не могла быть предоставлена для экспонирования в Санкт-Петербурге, однако из данного издания их решено не исключать, чтобы не лишать российскую публику той важной информации и эстетической нагрузки, которую несут эти вещи”. (c)


Большая пальчатая фибула.
Некрополь в Ночера Умбра, погребение 162.
Первые десятилетия VII в.
Серебро, позолота, чернь.
Рим, Музей раннего Средневековья.


Лицевая сторона алтарного престола.
Белый мрамор.
Середина – вторая половина VIII в.
Аквилея, Удине, Национальный музей раннего христианства.
Под верхним горизонтальным фризом с центральным изображением канфара, голубей и виноградных лоз находится большой круг с вписанным в него греческим крестом и лилиями. На рукавах креста выведены заглавные буквы +N|E|V|OS, значение которых не установлено. По бокам от щита изображены два павлина с длинными хвостами. В элегантных очертаниях птиц с отходящими от шей декоративными элементами прослеживается влияние восточной традиции.


Тимпан с «колёсами».
Мрамор.
Чивидале дель Фриули, церковь Сан Джованни ин Валле. VIII в.
Чивидале дель Фриули, Удине, музей христианства, ризница кафедрального собора.

Тимпан представлял собой завершающий элемент двери или фасада погребального эдикула. Сверху композиция ограничена полосой орнамента из зеркально расположенных S-образных элементов, снизу – орнаментом из листьев аканта и розеток. В центре композиции – квадрат с вписанным в него крестом из лилий;
слева расположен круг с маргариткой, справа – круг с цветком и с фигурой павлина.
Рельеф не был полностью завершён, что даёт возможность проследить этапы его создания. Эта работа, как и другие произведения из камня, могла быть украшена рисунком и вставками из стекла и металлов.


Надгробная плита Мадельгримы.
Известняк.
Монастырь Святой Агаты Готской, Беневенто, церковь Сант Агата де Амаренис.
Конец IX в. – начало X в.
Неаполь, Национальный археологический музей.

Перевод: Здесь покоится Мадельгрима, супруга графа Родоальдо, дочь Марино (?).
Она украсила свой жизненный путь честными поступками, всегда предлагая помощь и деньги бедным. В последний день мая она покинула тюрьму своего хрупкого тела: О ты, приходящий к её могиле, произнеси в памятной печали: Боже, прости ей все прегрешения! (Перевод с латинского на английский язык Е.Д`Анжело).


Надгробная плита трибуна Григория, его супруги Кали и их детей.
Мрамор.
Неаполь.
Первая половина Х в.
Неаполь, музейный комплекс Сан Лоренцо Маджоре.
Перевод: Я, трибун Григорий, военный при земной жизни, моя жена Кали и наши дети веруем, что воскреснем из этой могилы для жизни вечной. Аминь.


Вот такой шикарный каталог издан к выставке.
Немного жалко только, что он в мягкой обложке, а не в солидном переплёте, ну да это, конечно, такие мелочи… :)

Лангобарды. Народ, изменивший историю.
Каталог выставки.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2018. 464 стр.
ISBN 978-5-93572-783-3 (тираж 1000 экз.)

Аннотация:
“Настоящее издание подготовлено по материалам выставки «Лангобарды. Народ, изменивший историю». Каталог знакомит с произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства Италии эпохи лангобардов — германского племени, переселившегося на территорию Апеннинского полуострова во второй половине VI века, — а также с рукописными и эпиграфическими документами раннесредневековой Италии.
Представленные на выставке экспонаты охватывают почти полутысячелетний период: начиная с предметов материальной культуры италийских готов — предшественников лангобардов (конец V — VI век) и находок из первых поселений и некрополей самих лангобардов и заканчивая материалами эпохи каролингского завоевания и начала формирования средневековой Ломбардии (VIII-IX века). Эти вещи отражают все основные аспекты жизни и развития древнего общества и позволяют проследить, как варварское королевство и княжества полудиких завоевателей-лангобардов, разрушивших в Италии позднеантичную цивилизацию, постепенно трансформируются в христианские государства средневековой Европы.
Для выставки в Государственном Эрмитаже свои экспонаты предоставили научные, музейные и церковные собрания ряда городов Италии, а также музеи Венгрии. Практически все предметы экспонируются в России впервые.
Каталог предназначен для специалистов и любителей искусства, а также для всех, кто интересуется археологией и историей Европы эпохи раннего Средневековья”. (c)

Содержание:

Вступительное слово. М.Б. Пиотровский. — 12
Вступительное слово. Антонио Лампис. — 13
Вступительное слово. Массимо Депаоли, Джакомо Галаццо. — 14
Вступительное слово. Паоло Джульерини. — 15
Вступительное слово. Кристина Каппеллини. — 16
Вступительное слово. Мауро Паролини. — 16
Вступительное слово. Винченцо Де Лука. — 17
Лангобарды: впервые в России. Ю.Ю. Пиотровский, А.Г. Фурасьев. — 18
КАРТЫ. — 20

Вступление. Джан Пьетро Броджиоло, Федерико Марацци. — 28

I. ЛАНГОБАРДЫ В РАЗДРОБЛЕННОЙ ИТАЛИИ. — 32
От Италии остготов к Италии лангобардов (493-568). Пьерфранческо Порена. — 33
Римляне и лангобарды: разделённая Италия. Джан Пьетро Броджиоло. — 41
Лангобарды в Паннонии. Тивадар Вида. — 50
Каталог. — 56

II. НА ПУТИ В ИНОЙ МИР. — 74
Погребальный обряд и материальная культура. Катерина Джостра. — 75
Другие народы Италии. Паола Марина Де Марки. — 85
Вклад биоархеологии в изучение лангобардов (по материалам из провинций Бергамо, Модены и Вероны). Маурицио Маринато. — 90
Каталог. — 94

III. ГОРОДА, ЗАМКИ И ПОСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ. — 130
Королевство и герцогства Сполето и Беневенто. Клаудио Адзара. — 131
Общество и экономика в королевстве лангобардов (569-680). Джан Пьетро Броджиоло. — 136
Города центральных и северных областей. Марко Валенти. — 144
Военное дело в эпоху лангобардов: ключевая роль городов. Пьеро Майокки. — 151
Сельская жизнь в эпоху перемен: центральные и северные регионы Италии. Марко Валенти. — 155
Сельская жизнь в эпоху перемен: южные регионы Италии. Джулиано Вольпе. — 162
Изменение окружающей среды и новые формы земледелия. Мауро Роттоли. — 168
Люди и животные в Италии лангобардов. Александра Шаварриа-Арно, Тамара Левит. — 172
Монеты лангобардов: Королевство и Тусция. Эрманно А. Арслан. — 176
Товарообмен и торговые связи в северной Италии VII-VIII веков. Энрико Чирелли. — 188
Ближние и дальние торговые пути VI-VIII веков. Пол Артур. — 193
Кузнечное дело и обработка металла. Васко Ла Сальвия. — 199
Каталог. — 206

IV. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА. — 238
Церкви лангобардов. Александра Шаварриа-Арно. — 239
Монашеские общины. Федерико Марацци. — 247
Архитектура и строительные технологии в Италии лангобардов. Алессия Фризетти. — 255
Скульптура в Лангобардском королевстве (Большой Лангобардии). Саверио Ломартире. — 261
Скульптура и пластические искусства в Малой Лангобардии (VIII-XI века)
Ульф Шулте-Умберг. — 270
Каталог. — 276

V. ТЕКСТЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ: КОДЕКСЫ, ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ. — 286
Художественная культура. Карло Бертелли. — 287
Литературная традиция лангобардской Италии. Николас Эверетт. — 297
Письменные источники: эпиграфика. Даниэле Феррайуоло. — 306
Каталог. — 314

VI. ЗЕМЛИ ИМПЕРИИ: ИТАЛИЯ В ЕВРОПЕ ФРАНКОВ. — 318
Павия, Верона и Венеция перед появлением Каролингов. Карло Бертелли, Джан Пьетро Броджиоло. — 319
Рим: город, общество, экономика. Риккардо Сантанджели-Валенцани. — 323
Римские святыни и церковная архитектура эпохи Каролингов. Кэролайн Гудсон. — 331
Каталог. — 334

VII. ЮЖНАЯ ЛАНГОБАРДИЯ: МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И САРАЦИНАМИ. — 348
Исторический очерк. Вито Лоре. — 349
Южные столицы лангобардов: Беневенто, Салерно и Капуя. Федерико Марацци. — 354
Великие обители: Монтекассино и Сан Винченцо аль Вольтурно. Федерико Марацци. — 361
Монетное дело лангобардов в Беневенто и Салерно. Эрманно А. Арслан. — 367
Каталог. — 370

VIII. «ЗЕРКАЛО» ЛАНГОБАРДОВ: ВИЗАНТИЙСКАЯ ИТАЛИЯ И ЕЁ КУЛЬТУРА. — 380
Византийская Италия: общий обзор. Сальваторе Козентино. — 381
Равенна и адриатическое побережье (V-IX века). Сальваторе Козентино. — 391
Неаполь в эпоху раннего Средневековья. Федерико Марацци. — 397
Южные владения Византии, Сицилия и Сардиния. Пол Артур. — 403
Лангобарды и исламские завоеватели: от конфликтов к соглашениям. Марко Ди Бранко. — 410
Каталог. — 416

IX. ПAВИЯ. — 428
Археологические раскопки в Павии: в поисках утраченного города. Розанина Инверницци. — 429
Безвозвратное прошлое. Павия в эпоху лангобардского владычества и после распада королевства. Саверио Ломартире. — 434
Павия — столица королевства. Коллекции Городского музея и история появления Отдела лангобардов. Сузанна Дзатти. — 454
Каталог. — 456

SUMMARY. — 463


И ещё несколько фотографий экспонатов с выставки – просто так, для полноты впечатлений, посмотреть, полюбоваться:













Его вдруг охватило чувство необыкновенной остроты и реальности существования. Пронзительное до озноба.
Чувство, которое у большинства горожан давно и окончательно задавлено стремительной монотонностью городской беспросветной жизни,
когда годы мелькают так же быстро, как недели,
и нет ни времени, ни повода "остановиться, оглянуться".

Звягинцев В.Д. «Одиссей покидает Итаку».
Tags: Эрмитаж
Subscribe

  • (no subject)

    Шикарная фауна… :) Ну да – Таисия же, Змея – по году. И, вот в гостях у одной из подруг, у которой живут вот такие очаровательные и…

  • (no subject)

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 28.10 | 19:30 Приглашаем на вторую лекцию цикла…

  • (no subject)

    Вчера удалось выбраться с Таисией в удивительную, любимую и гостеприимную библиотеку имени М.А. Волошина на лекцию потрясающего Виктора Солкина.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments