Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:
Предполагаю, что книга, анонсированная на лекциях в "Музее русской иконы" (обещали, что вот уже совсем скоро выходит), может оказаться весьма интересной, для читателей, увлечённых историей, искусством, философией, богословием, и прочими смежными областями знания…

Матвеева Юлия. Декоративные ткани в мозаиках Равенны: семантика и культурно-смысловой контекст. – Киев-Харьков: Дух і Літера, 2017.

“В исследовании рассматриваются различные изображения текстиля, присутствующие во многих сюжетах равеннских мозаик византийского периода и считавшиеся их декоративной составляющей. Представленные ткани анализируются как иконографические символы, частое использование которых указывает на их понятность и актуальность для людей той эпохи. Для определения семантического значения изображений автор обращается к факторам, обусловившим необходимость различных текстильных предметов в церковном и светском обиходе поздней античности.
Ценность работы состоит в раскрытии совокупности фактов, показывающих, что ткани в равеннских мозаиках создают точный и богатый контекст сюжетов и обуславливают их взаимосвязь между собой. Рассмотрение контекста на основе понимания семантики текстильных предметов через культуру, символику, мировоззрение и церковную традицию поздней античности открывает новые грани иконографической программы известных мозаик Равенны”.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Благодарности

РАЗДЕЛ I: ВВЕДЕНИЕ
1. О прототипах церковных завес
2. Экскурс в историю кивория
3. Роль декоративных тканей в композициях

РАЗДЕЛ II: ТКАНИ НА ЗАВЕСАХ
Глава 1. Завесы в сцене «Дарование привилегий Константином IV архиепископу Репарату» из Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Глава 2. Завесы в мозаике «Жертвоприношения Авеля, Мельхиседека и Авраама» из Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Глава 3. Завесы, фланкирующие изображения епископов в алтарной апсиде Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Глава 4. Завесы Дворца Теодориха в Сант-Аполлинаре-Нуово

Глава 5. Узоры тканей на завесах дворца Теодориха в Сант-Аполлинаре-Нуово
5.1.Взаимозаменяемость изображений «цветка» и «хлеба» – аналогичность значений?
5.2.Определение цветка: роза и мальва
5.3.Мальва в античных текстах
5.4. Цветы мальвы в христианском контексте
5.5. Мальва и хлеб: общие лексические корни
5.6. Образование формы «цветок с перекрестием»
5.7. Цветы с перекрестиями: связь с символикой и формой звездицы?
5.8. Мальвы на завесах и плащаницах
5.9. Об эволюции символа цветка и хлеба
5.10. Цветы и символы хлеба на завесах дворца Теодориха

Глава 6. Две завесы в сцене приношения даров Феодорой из Сан-Витале
6.1. Завеса перед Феодорой
6.1.1. Экскурс об обряде принесения даров
6.1.2.Обстоятельства входа в алтарь для женщин
6.1.3. Исключительные права Феодоры
6.1.4. Узор завесы перед Феодорой
6.1.5. Источник перед завесой и алтарь
6.1.6. Экскурс об узлах на завесах
6.1.7. Созвучие узоров на завесе и одеждах персонажей
6.2. Вторая завеса в сцене с Феодорой

Глава 7. Ширмы с завесами вокруг Этимасии из Арианского баптистерия

РАЗДЕЛ III: ТКАНИ В КУПОЛАХ

Глава 1. Конструкции куполов над портретами епископов в алтарной апсиде Сант-Аполлинаре-ин-Классе: реальные предметы из ткани и символы
1.1. Зонт-купол и способы его изображения в иконографии
1.2. Условно-графические трансформации формы куполов над епископами
1.3. Покрывающий зонт-купол в церковной традиции

Глава 2. Драпировки в куполе баптистерия Православных: таинство Крещения и открывающееся Небо
2.1. Киворий в мозаиках баптистерия?
2.2. Киворий в контексте таинства Крещения
2.3. Поднятые завесы – открывающееся небо

Глава 3. Символические изображения Небес в византийской традиции: элементы тканей
3.1. Причины появления образов неба, связанных с покровом и тканью
3.2. Образы неба, связанные с тканью в иконографии
3.3. Покровы-зонты в виде парящего орла
3.4. Покровы-зонты в виде раковин
3.4.1. История символа и связи шатер-раковина
3.4.2. Раковина и ткань: что общего?
3.5. Покрывающие предметы из ткани и облако
3.6. Звездный купол-шатер: элементы тканей

Глава 4. Мандорла: образы неба и элементы тканей
4.1. Мандорлы со звездами
4.2. Мандорла и облако
4.3. Формы мандорлы
4.4. Мандорлы с эллементами тканей в последующих временах и стилях

Глава 5. Переход названий символов неба в терминологию литургических тканей

Глава 6. Элементы тканей, обрамляющие сюжетные композиции в мозаиках Равенны: храм как шатер?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об авторе
Библиография
Ссылки на электронные ресурсы (ЭлРес)
Список иллюстраций
Список сокращений



Tags: Музей русской иконы
Subscribe

  • Гексаграммы

    Гексаграмма - тяжёлая (2 милиарисия) серебряная монета, расчётным весом в 6,82 г., чеканившаяся в VII веке. Введена в обращение, по свидетельству…

  • (no subject)

    Поздравляю! Всех, неравнодушных к книгам! Всех, кто любит библиотеки, всех, кто любит долгими часами рыться в увлекательных и завораживающих…

  • Лекция "Под покровом Богородицы"

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 27.05 | 19:30 Приглашаем на лекцию «Под покровом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments