Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:
Всё.
Я – счастливый.
Очень–очень. :)
На этот раз, потому, что я, вырвался-таки, в Эрмитаж, на ту самую византийскую выставку, о которой я столько мечтал.
«Византия сквозь века».

Выдержка из официального пресс-релиза (который все, неравнодушные к Византии, уже давно, конечно, прочитали, но всё же…):

Выставка "Византия сквозь века", одно из главных культурных событий Года Греции в России и России в Греции, открылась 24 июня в Николаевском зале Зимнего дворца. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с министерством культуры и спорта Греции.

Представленные экспонаты (более 150 предметов) охватывают весь период существования византийской культуры - с первых веков до падения Константинополя под натиском турок в 1453 году. Вниманию посетителей представлены скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые украшения, перегородочные эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X - XV веков, живописные иконы XII - середины XV веков, среди которых - уникальная мозаичная "Богоматерь Эпискепсис" примерно 1300 года создания и полотно 1600-1607 годов "Апостол Петр" кисти Эль Греко.

Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад.

"Акцент нашей выставки сделан на художественных особенностях памятников. Их нужно рассматривать в контексте той культуры, в которой они существовали, сказал куратор выставки, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока Юрий Пятницкий, в беседе с корреспондентом
- Византийское искусство - очень глубокое для понимания и тонкое по своему языку. Наша задача - создать условия для восприятия этого искусства современным человеком. Целая стена Николаевского зала заполнена иконами палеологовского времени. Для человека, имеющего пиетет к иконам, - это большое поле для понимания и вдохновения". (с) конец цитаты

В четверг провёл в очереди на вход в Эрмитаж 2 часа. (А потОм, с ~12-00, бродил по Эрмитажу до 18-00).
В пятницу провёл в очереди 1 час 40 минут. (А потОм, не останавливаясь, с 11-30 бродил по Эрмитажу до 21-00).
Но, оно того, конечно, стОило…

Я блуждал по этой выставке просто – долгими часами, блуждал кругами, зависая и выключаясь из реальности над каждым экспонатом, любуясь, и снова переходя к соседним стеллажам и витринам, а потОм – снова – кругами и кругами по залу, любуясь и мраморными изваяниями, и уникальной мозаичной иконой «Богоматерь Эпискепсис», и ювелирной красотой древнего золота, и алтарём Кибелы и Атиса 387 года, и иконами эпохи Палеологов…
Удивительно красивая резьба на мраморных темплонах, пожертвованных в храм богатым магнатом-землевладельцем «На поминовение души его, и его сына», и две иконы XII века, которые раньше были частью одного эпистилия темплона на длинной каштановай доске, а потом эпистилий распилили на самостоятельные иконы, и две из них, века спустя, снова вместе свела судьба – «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах, и «Преображение Господне» из Эрмитажного собрания – сейчас на выставке демонстрируются вместе. Как напоминает эта яркая, тяжеловато-багровая киноварная цветовая гамма фонов, колористику новгородской иконы 2-й половины XIII века, из «Русского музея» - «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»…

Позабавило глубоко православное отношение ранних христиан к позднеримскому искусству, и древнему художественному наследию – запомнилась роскошная голова Афродиты I века Н.Э. (римская копия, создана по древнегреческим образцам IV века до Н.Э.) – ты Афродита? Всё ясно – Афродита это языческая демоница. А вот сейчас мы её, кааак… Обезвредим… И, прямо на лбу у Афродиты чем-то грубым, железным, то ли зубилом, то ли, какой-то стамеской, по белоснежному мрамору старательно продрано изображение креста.

Или, голова какого-то неведомого мальчика (изображение непонятно чьё, но, явно из времён, когда мир был не просвещён светом Христовым, значит, в понятии тогдашних христиан – это явный какой-то языческий демон) – у мальчика на лбу тоже, глубоко, старательно, но, намного аккуратнее и деликатнее, чем у Афродиты, врезан крест. Ладно, хорошо хоть, вовсе не расколотили…

Запомнились интересные примеры взаимопроникновения и сотрудничества в контактной зоне византийской, и арабской культур – вроде бы, уж воевали-воевали, дрались-дрались, то мирились, то опять сражались, но, в экспозиции очень красивые серьги, выполненные явно под заказ, византийскими мастерами-ювелирами на Кипре, в X веке, а на серьгах эмалевые куфические, очень красивые надписи – «Аллах, благослови Зейнаб», «Аллах, благослови Айшу»…

Очень понравился шикарный выносной (процессионный) крест X века, классической византийской формы, весь в очень красивой зелёной-малахитовой карбонатной пАтине, и с эмалевым сине-голубым, красиво растресканным (там, действительно, кракелюры очень красиво и элегантно легли на эмаль) медальоном в центре, ой, как бы он шикарно смотрелся бы вместе с той уникальной подборкой крестов, которые выставлены в незабываемом «Музее Русской иконы» на Гончарной, как бы они удачно дополняли друг друга. Хотя, они и дополняют – у меня в голове… :)

Это сколько же на организацию этой выставки ушло средств, (и нервов, времени музейных сотрудников), чтобы все эти редкости, из разных музеев, собрать в одном зале Эрмитажа.
Низкий поклон, и глубочайшая благодарность всем, чьим талантом, трудами и энергией была создана эта экспозиция.

Нет, это, конечно, некоторые впечатления «на бегу», и «галопом-по-Европам», но меня (честно) немного расстроило издание, подготовленное к этой выставке.
ИздАли – с виду маленькую, малоформатную, скудную тощенькую брошюрку… Да, бумага очень хорошая, полиграфия просто прекрасная, но – это же брошюрочка, совершенно визуально не соответствующая, ни красоте, ни важности, ни уникальности уровня этой выставки…
Как мне рассказали в эрмитажных киосках, к выставке планируется издание большеформатного расширенного полного каталога выставки, с подробными описаниями, и, как мне сказали «будет примерно размером с том Большой советской энциклопедии». Но, ни к открытию выставки, ни сейчас – с большим изданием не успели, потому что, греки прислали все материалы к каталогу «только сейчас», да ещё и на греческом языке. (При всех положительных чертах греков, и, при всей к ним, как Гумилёв писАл «положительной комплиментарности», к сожалению, как мне сказали, в деловом отношении, да, к сожалению, порой они бывают, как бы это помягче выразиться – необязательными, непунктуальными, и вполне расслабленно-пофигистическими). Так что, полученные материалы, их же ещё и переводить нужно, и, до издания большого каталога предстоит большая серьёзная работа… Но, меня обнадёжили, говорят, «обязательно выйдет, но, может быть, через пару месяцев».
Вот я его и подожду – этот большой каталог.
А, маленькую-тоненькую брошюрку за 200 рублей я даже и покупать не стал, дом и так бумагой ВЕЗДЕ завален, и невозможным количеством книг…
Всё равно, эта выставка, на протяжении многих часов, несколько дней подряд, посмотренная вживую, навсегда, пока я шевелюсь, осталась в моей памяти, и, наличие, или отсутствие этой брошюрки, здесь ничего не изменит.
Я потерплю.
Я подожду. Чтобы уж, купить – так уж издание, действительно ДОСТОЙНОЕ этой потрясающей, редкой, и незабываемой выставки…
Tags: Византия
Subscribe

  • (no subject)

    Шикарная фауна… :) Ну да – Таисия же, Змея – по году. И, вот в гостях у одной из подруг, у которой живут вот такие очаровательные и…

  • (no subject)

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 28.10 | 19:30 Приглашаем на вторую лекцию цикла…

  • (no subject)

    Вчера удалось выбраться с Таисией в удивительную, любимую и гостеприимную библиотеку имени М.А. Волошина на лекцию потрясающего Виктора Солкина.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

  • (no subject)

    Шикарная фауна… :) Ну да – Таисия же, Змея – по году. И, вот в гостях у одной из подруг, у которой живут вот такие очаровательные и…

  • (no subject)

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 28.10 | 19:30 Приглашаем на вторую лекцию цикла…

  • (no subject)

    Вчера удалось выбраться с Таисией в удивительную, любимую и гостеприимную библиотеку имени М.А. Волошина на лекцию потрясающего Виктора Солкина.…