Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:
В Музее русской иконы на Гончарной открылась новая выставка – шикарная, и удивительная.
Между этими потрясающими иконами можно бродить целый день, и, не переставая, на протяжении всего дня, ими любоваться. Выставка, каждый экспонат которой – шедевр. Шедевр с большой буквы (я не преувеличиваю). Но, самое потрясающее впечатление на меня произвела икона "Чудо Георгия о змие" – ранний XIV век, эпоха Ивана Калиты! До Куликовской битвы – ещё 2-3 поколения оставались, она ещё была далёким будущим! Икона, созданная в великолепных, архаических византийских традициях, актуальных для Империи на век - полтора ранее создания этой иконы, а, в начале XIV века и сами византийцы-то уже так не писАли, а на Руси – очень даже могли создавать такие шедевры…
Выставка коллекции одной семьи, которая собиралась непрерывно, тремя поколениями, на протяжении более 50 лет…
И, некоторые из этих шедевров, найдены, просто брошенными, среди мусора и хлама, никому не нужные, валялись на чердаке церковной сторожки!

Если бы выставка такого уровня была бы, при соответствующей рекламе, открыта, где-нибудь, в Музее изобразительных искусств (ГМИИ), или, в Третьяковской галерее – я уверен, толпы народа выстаивали бы, часа по 2 в очереди, на ветру и холоде, только бы на неё попасть. А тут, пожалуйста – заходи, смотри, вход свободный, никакого намёка на очереди – нет.

“Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьёвых”.



Инициатор и организатор проекта:
Музей русской иконы.

Участники выставки:
Собрание Воробьёвых
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Собрание русских икон при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Собрание О. Ю. Тарасова
Собрание А. Д. Липницкого
Собрание Г. С. Татинцяна

Аннотация с сайта Музея русской иконы:
“Московская коллекция семьи Воробьёвых занимает исключительное место в богатой и непростой истории частного собирательства икон в России второй половины XX века. Она давно и справедливо завоевала признание лучшего иконного собрания послевоенного времени, став ярким символом эпохи открытий и страстного увлечения древнерусским искусством. Это единственный домашний музей последнего столетия, который формируется и сохраняется так долго – на протяжении пятидесяти лет, тремя поколениями владельцев. Однако еще ни разу все хранящиеся здесь памятники не покидали стен квартиры, и в этом отношении устраиваемая выставка – поистине крупное художественное событие для всех ценителей отечественной средневековой живописи.

Традиция собирания русской иконы как искусства живописи, начало которой было положено в первом десятилетии XX века художниками Серебряного века, прежде всего И. С. Остроуховым, после 1917 года прервалась почти на 50 лет. Ее воскрешение стало одним из последствий оттепели 1960-х, когда многие представители творческой интеллигенции стали открывать для себя древнерусскую живопись. На это время пришлась организация музейных экспедиций по разным областям страны, выявивших сотни новых памятников, остававшихся в заброшенных и закрытых церквах русской глубинки. Вслед за музейщиками и реставраторами даже самые отдаленные и недоступные уголки России посетили коллекционеры-любители, в большинстве своем москвичи – художники и реставраторы, журналисты и писатели, кинорежиссеры и искусствоведы, с поразительной верностью продолжавшие ценить искусство русской иконы.

У истоков коллекционирования иконописи этого времени стоял московский живописец и график Николай Александрович Воробьёв (1922–1987) – одна из знаковых фигур поколения романтиков шестидесятых. Он считал собирательство не просто серьезным и трудным делом, но – уделом избранных, подчеркивая, что оно наполнено не только радостями открытий, но сопряжено с постоянным риском и частыми разочарованиями. Коллекционер сам должен быть автором и душой собрания, в противном случае, его состав не сможет передать эстетические вкусы и предпочтения владельцев. В отличие от многих современных коллекционеров, Николай Александрович и его сын Сергей (род. в 1949г.) никогда не прибегали к помощи экспертов или дилеров, сами искали и находили памятники, принимали решение об их приобретении, в конце концов, превратившись в тонких знатоков и ценителей иконы. Казалось, вещи сами шли к ним в руки, но очевидно, что удача сопровождалась профессиональным знаточеством и эстетическим опытом, острым глазом художника, позволявшим на месте определить значимость каждого памятника. Собиратель, по мнению С. Н. Воробьёва, должен обладать не просто мужеством, но способностью к самоотречению. Это доказывает полувековая почти аскетическая жизнь этой семьи, полностью посвятившей себя самозабвенному служению иконе.

Воробьёвы чрезвычайно постоянны в строгом отборе памятников: здесь нет ни драгоценных богатых окладов, ни модных нынче произведений эпохи модерн, ни работ поставщиков двора Его Императорского Величества. Здесь находят приют лишь древние иконы XIV–XVI веков, времени блестящего расцвета русской иконописи, среди которых даже редкие примеры XVII столетия выглядят чужеродно. Главное, что отличает это собрание от всех существовавших во второй половине XX века и существующих ныне – глубокая духовная образность и высочайшее художественное качество экспонатов, каждый из которых может украсить экспозицию любого государственного музея. И в этом отношении коллекция Воробьёвых наследует и продолжает лучшие традиции отечественного собирательства иконописи как шедевров живописи, заложенные в начале XX века И. С. Остроуховым.

Владельцы уделяли внимание не только иконе, но и произведениям деревянной резьбы и скульптуры: среди небольшого числа таких памятников здесь есть целый ряд интересных и высоких по уровню исполнения экспонатов. Особую гордость коллекции представляют предметы народного искусства, прежде всего, городецкие прялки, фрагменты резных наличников, пряничные доски.

Памятники семейного собрания объединяет важная особенность: почти все они отреставрированы самими владельцами. Находка иконы и открытие авторской живописи – в прямом и переносном смысле слова – составляют неотделимые друг от друга стороны жизни Воробьёвых: мало обнаружить памятник, надо его сделать явным, – именно это дает полноту радости от нового обретения. Характер реставрации произведений отражает особенности творческого метода художников, неизменно стремившихся к бережному сохранению оригинала и полному выявлению авторской живописи.

Желание экспонировать выставку именно в залах Музея русской иконы, который с первого дня своего существования поддерживает с семейством Воробьёвых самые добрые дружеские и деловые отношения, – глубоко закономерно. Оба собрания представляют собой две совершенно разные модели коллекционирования. С одной стороны, это домашнее камерное собрание Воробьёвых, где строго отобраны лишь высокохудожественные памятники XIV–XVI веков и где владельцы делают все сами – находят вещи, их реставрируют, изучают. С другой, первая в стране открытая для широкой публики личная коллекция М. Ю. Абрамова, которая охватывает 5000 экспонатов самых разных эпох, стилей, иконографии. Здесь работает профессиональный штат сотрудников, отвечающих за приобретения, реставрацию, экспонирование, публикацию. Однако обе эти коллекции объединяет самое важное – преклонение и любовь к русской иконе, которой служат одинаково беззаветно. Два десятка очень важных для Музея русской иконы памятников поступили из дома Воробьёвых, но здесь они не теряют духовной связи со своими владельцами, составляя яркие и узнаваемые части их коллекции. Более того, именно в музее они стали общедоступны, к чему всегда так стремились отец и сын Воробьёвы.

Одна из задач проводимой здесь выставки – попытка реконструировать собрание, показать не только произведения, составляющие его в настоящее время, но и находившиеся здесь когда-то, в силу разных обстоятельств, в первую очередь, необходимости обменять или приобрести новые, уступленные Воробьёвыми владельцам других коллекций. Собрать их в полном виде невозможно, но показать хотя бы часть наследия – представляется интересным и важным для восстановления облика этого домашнего музея на разных этапах его формирования. Этим объясняется участие в выставке некоторых современных владельцев этих памятников. Публикация всего собрания и первая демонстрация его на выставке, организованной в Музее русской иконы, не только редкая возможность познакомиться с выдающимися экспонатами, но и надежный залог их сохранения как важной части художественного достояния нашего Отечества”.
Tags: Музей русской иконы
Subscribe

  • (no subject)

    Поздравляю! С Праздником!!! Χριστός Ανέστη!

  • (no subject)

    Есть в истории страшные страницы, которые никогда нельзя забывать, и нельзя прощать, чтобы они не смогли повториться снова.

  • Лекция "Великая пирамида".

    Очередная интересная информация с сайта любимой, и всегда новой Библиотеки Волошина: 27 апреля премьера лекции Хранителя наших восточных фондов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments