Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:

Мне один товарищ, который, по моей вине :) немного заинтересовался византийскими монетами и историей, сбросил пару фотографий фоллисов Тиберия Константина, и Маврикия Тиберия, и спрашивает – что за странная надпись на монетах, что это означает за такое непонятное «пититинити», и, где же тут имя императора? :)
Говорит – ну ты же точно всё про эти монеты знаешь, ты же столько книг прочитал…
Ага…
«Всё знаешь…».
Наивный… :)
Постараюсь тут написать кое-какие соображения, на основании информации, полученной из личного опыта, из немалого количества пропущенных через руки византийских монет, из умных книг, и информации, рассыпанной в Интернете.


Вопросы, почему на медных монетах Византии, нередко встречаются те или иные, часто ошибочные, сомнительные, нечитаемые, и малопонятные надписи, и, в какой момент одна надпись переходила в другую, и, по каким причинам – на эти вопросы просто нет однозначного ответа, и, с эпохи Сабатье, и Шлюмберже, и, до эпохи Грирсона и Дэвида Меткалфа – многие из вопросов остаются открытыми. Хотя, да, конечно, многим исследователям приятнее считать, что, практически, все вопросы уже решены, все разновидности описаны, но увы, это же, совсем не так.
Основная, привычная надпись, с которой, на протяжении нескольких веков начинались надписи на римских, и, византийских монетах, которую всегда ищешь взглядом, это – DN (Доминус Ностер (Наш Повелитель) PP (Отец Отечества) Avc (Август), или Цезарь, PF (Отец любящий), и тому подобные, привычные клише.


Но, ошибки, перестановки, и нюансы, встречаются самые невообразимые.
И, понять, почему они возникли – мы это, вряд ли, уже точно когда-либо поймём.
Вот, в эпоху Юстиниана Великого и Юстина II – регулярно видим (кроме монетного двора Антиохии) стандартное начало надписи DN – вроде бы, всё нормально.
И, почему-то, на монетах Тиберия II, Маврикия и Фоки, DN превращается в DM – почему? И то, «превращаются» совсем не всегда, а надписи “прыгают” – DN-DM-оМ. Получается, Доминус Ностер, превратился в лигатуру DM – что она передаёт? Может быть, это слово «Доминус», переданное двумя буквами? А «Ностер» - куда же он делся? Превращение DN в DM, и, в ОМ, и в oM – скорее всего, эти странные надписи, и, прыгающие буквы – да просто это результат ошибок на монетном дворе, результат нетрезвой деятельности неграмотных резчиков, и подмастерьев – один вырезал DM, или oM, вместо DN – и начали, друг у друга переписывать, не заботясь о грамотности, и, умножая количество ошибок.
И, если бы, только «превращали» в DM! Там разнообразных нюансов – полно встречается. И встречаются - DИ и оm, и DHh и DMM и ОМ и оМм, и всех нюансов, и возможных вариантов описать просто невозможно.
Тиражи медных монет, при бурном рыночном денежном обращении – были огромные, количество штемпелей – тоже, и, за качеством изготовления медной монеты, видимо, следили намного меньше, и, совсем не так строго, как за золотой чеканкой, которая была «визитной карточкой» государства.

А, на монетном дворе Антиохии, с надписями, вообще, творилось, нечто невообразимое, и труднообъяснимое – например, за три года до смерти Юстиниана, наряду с вполне грамотными легендами появляются совершенно безумные, не просто несущие какие-либо отдельные ошибки, а, являющиеся практически бессмысленным набором знаков - легенды, например, такие: VNIVATLN IАSD СЕМ (см. DOC I, 232a). К 38-му году правления Юстиниана это явление приобретает массовый характер, распространившись на всю линейку меди: фоллисы, полуфоллисы, на 10 и 5-нуммиевые монеты. Легенда на фоллисах чаще всего выглядит теперь так: VSNLLORSAVLEMLГS или подобно этому. На мелкой монете легенда покороче, но тоже состоит из бессмысленного набора букв или значков, например, L, но с отогнутой под 45 градусов книзу горизонтальной перекладиной. Такое впечатление, что их резали, то ли спьяну, то ли, работу доверили неграмотным подмастерьям.
Эту аномалию отметил еще У. Росс, составитель каталога византийских монет Британского музея. Вслед за ним это явление отмечали составитель первого тома DOC проф. А. Беллингер и нумизмат Дж. Бейтс в своих «Византийских заметках» в MN ANS.
А. Беллингер предполагал, что причиной появления в 36-38 годах правления Юстиниана бессмысленных легенд является неграмотность резчиков штемпелей и разделение мастеров на изготовителей только аверсных или только реверсных штемпелей. Но Бейтс вполне справедливо заметил, что подобная массовая неграмотность среди высококвалифицированных мастеров (причем сразу всех) малопонятна. Аверс более сложен, и для его изготовления требуется высокая квалификация, в отличие от реверса, который резали, как правило, подмастерья и менее опытные мастера. Если же допустить, что бредовые легенды — дело рук подмастерьев, то немыслимо предположить, что в таком серьёзном учреждении, как монетный двор не было взаимопомощи среди коллег-мастеров, и совсем не было надзорного контроля начальства.
Сам Дж. Бейтс предложил свое объяснение «загадки 38 года». Он предположил, что бессмысленная легенда, полностью теряющая имя правящего императора — это явление политическое, и отражает негативное отношение к личности Юстиниана среди граждан Антиохии в конце его правления.
Не секрет, что в Антиохии были все еще сильны остатки язычества, сепаратистские настроения и конфликтующие с официальным православием Константинополя монофизитские формы христианства. Как раз в 562-м году имели место преследования со стороны имперской администрации по отношению к некоторым языческим жрецам, остававшимся в Антиохии. Возможно все это и послужило причиной своеобразной протестной обструкции имени Юстиниана на монетном дворе столицы Сирии.
Так это или нет, судить трудно.
Фактом является то, что привычка к уродованию легенды сохранялась на антиохийском монетном дворе и после смерти Юстинана. Легенда на ранних портретных фоллисах Юстина II (I и II годов правления) еще временами читается, но и она порой практически теряет смысл, превращаясь в набор крупных, редко поставленных литер.

На более поздний антиохийской меди с парным портретом Юстина II и Софии мастера окончательно вернулись к передаче легенды весьма приблизительным набором букв и знаков, например: dHTIUI CLLCUL, VNTЧI CLLCЧL, VNTLISI TANLOЧ, или VNUTO DL, и т.п.


По смерти Юстина II, когда престол занял его соправитель Тиберий II Константин, с его монетами произошла похожая ситуация: ранние фоллисы IV-го года правления снабжены вполне читаемой легендой DN ТIB CONSTИN PPL AV, позже превратившуюся в dmTIPCCIASIANIPI, а потом и вовсе в невообразимую абракадабру, типа ПIPPITOCAIOSИAITA. Легенда на мелких номиналах часто начинается с букв ПТI...
Создается впечатление, как будто бы жители поначалу приглядываются к новому правителю, а после, разочаровавшись, демонстрируют ему свое полное пренебрежение. Или, на монетном дворе, вдруг, начался массовый запой? :)
Монеты времени долгого правления Маврикия так же не стали исключением из правила. Некоторые фоллисы первого года правления близко повторяют легенду, характерную для ранних монет Тиберия II Константина, а позже снова превращаются в набор бессмысленных знаков, часто со стандартным началом в d ПITI..., например d ПITINONS~ITPPЧLI... или d ПITITOC~A~IdTITITAP, а то и вовсе TLЧIVTLЧI PASLLЧTOVLNI.


Начиная с VIII года правления Маврикия дизайн монеты слегка меняется, и легенда выглядит немного более осмысленно: dN mAUГI TN PAUT, но в целом, это дела не меняет.

А далее происходит интересная вещь. Все фоллисы узурпатора Фоки антиохийской чеканки (независимо от типа) несут правильную, практически не искаженную легенду: DN FOCA NE PE AVG (снова в легенде всплывает подзабытое словосочетание «вечный Август»). В чем причина неожиданной грамотности — не понятно. То ли тиран Фока оказался чем-то мил сердцу антиохийцев (впрочем, как и римлян), то ли просто они его боялись... Неизвестно, как бы развивалась ситуация дальше, но вызванная бездарным правлением Фоки персидская оккупация, а позже арабское нашествие навсегда положили конец не только лингвистическим экспериментам, но и самому существованию некогда прославленного антиохийского монетного двора.

Таким образом, очень трудно однозначно утверждать, что означает наличие, или отсутствие, той или иной буквы, на византийской меди VI-VII века. То ли, это ошибка неграмотного резчика, растиражированная его, такими же малограмотными, коллегами, то ли, “М”, появившаяся вместо “N”, означает имя «Маврикий». При обсуждениях с коллегами, я, нередко, сталкивался с такой точкой зрения, что “DM”, или “oM” это имя Маврикия, обозначенное одной буквой, пусть, и на монетных типах Тиберия Константина, которые резали на заготовках ранее заготовленных штемпелей Тиберия, которые, чтобы добро не пропадало, пошли в дело, уже при Маврикии Тиберии.
“Гибридные” монеты встречаются весьма интересные, и странные – например, явные монеты Тиберия Константина, с нормально читаемым именем императора, а, на обороте – справа от номинала, указаны I-й, или III-й годы правления, которых у Тиберия в единоличной чеканке фоллисов, просто – не было, потому что, он вступил в единоличное правление на IV-м году, а в первые годы, он был соправителем Юстина II, и, свои монеты первых лет правления, он просто не чеканил. Следовательно – это явные «гибриды», портретной стороны Тиберия II, и, стороны с номиналом – Маврикия Тиберия, и, отчеканены они, в первые годы правления Маврикия Тиберия, вот, какие «чудеса» встречаются!
И, никакой сайт с атрибуцией, не является истиной в последней инстанции, потому что, это, всего лишь, отдельно взятая точка зрения, и, не более того. И достоверно, на 100 %, вряд ли мы узнаем, почему именно, та, или иная буква промелькнула на монете, которой около 1400 лет – всегда, это будет, в той, или иной степени, звучать, что «и такая версия, тоже, имеет право на существование».
Нередко, одни и те же монеты атрибутируются по разному – посмотреть, хоть, на «Коинсархиве» - на разных аукционах, одни и те же типы фоллисов, и полуфоллисов, описывают, то, как монеты Тиберия II, то, как монеты Маврикия Тиберия.

(Как, например, вот этот полуфоллис с «Коинсархива», приведённый выше, на «Коинсархиве» описан, как Маврикий, а, много где, в аукционных каталогах, на такие типы пишут - Тиберий).

Когда-то, ещё лет 15-20 назад, мне казалось, что, вот – открыл каталог, и, вот – всё ясно, прочитал умную книгу, и, все точки над «и» расставлены…
Когда-то, очень давно, я (наивный) считал, что, вот, я очень много монет видел, и в руках держал, и, я очень много, да почти всё знаю.
Ага.
“Фигвам”, называется.
Нет абсолютной истины, а, есть лишь точки зрения…
И, чем больше я узнаю о византийской нумизматике, тем острее я понимаю, как же мало, как же, ничтожно мало я знаю…

“Я всего лишь убедился, что по-прежнему, как и был: туп, глуп и неучён…”
Андрей Лазарчук “Кесаревна Отрада”.
Tags: Византия
Subscribe

  • Гексаграммы

    Гексаграмма - тяжёлая (2 милиарисия) серебряная монета, расчётным весом в 6,82 г., чеканившаяся в VII веке. Введена в обращение, по свидетельству…

  • (no subject)

    Поздравляю! Всех, неравнодушных к книгам! Всех, кто любит библиотеки, всех, кто любит долгими часами рыться в увлекательных и завораживающих…

  • Лекция "Под покровом Богородицы"

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 27.05 | 19:30 Приглашаем на лекцию «Под покровом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments