Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Categories:
Меня сегодня по электронной почте озадачили вопросом…
В общем, смеялся долго ! :)
Один начинающий коллекционер прислал мне три фотографии византийских фоллисов и спрашивает –
«вот мои первые приобретения, но они же все по идее должны быть медные, а почему-то одна монета зелёная, другая чёрного цвета, а третья монета густо-шоколадная. Так как материал у всех монет по каталогу указан один и тот же – медь, то у них видимо и цвет должен быть одинаковый. А если цвет разный то видимо это связано с тем что какие-то из них поддельные. Так вот скажите пожалуйста монеты какого цвета настоящие, а какие из них – подделка ?» (орфография сохранена…) :)

После того, как я устал смеяться и внимательно посмотрел фотографии, то убедился, что все три монеты безусловно НАСТОЯЩИЕ. Определить подлинность монет по фотографиям весьма трудно, а часто без непосредственного осмотра монеты и невозможно, но тут случай был вполне элементарный…

Какое-то время назад меня уже спрашивали по разнице цветов византийских монет. Так я и решил этот ответ выложить сюда, может кому-то и интересно будет.

Объяснить разницу цветов монет очень легко, так как цвет каждой отдельно взятой византийской монеты очень сильно зависит от множества одновременно действующих факторов. А именно: какие микропримеси были в металле данной конкретной партии монет, с какого рудника поступила медь, или могло быть, что в данном случае и не с рудника, а на монетном дворе пошли в переплавку какие-нибудь статуи, решётки и другой прочий бронзовый, латунный и медный лом. По различным монетным дворам Империи (Константинополь, Антиохия, Никомидия, Кизик, Херсон и др.) химический состав металла тоже очень сильно различался - где олова больше, где меньше, потом вдруг стало больше цинка и свинца, и опять зависит - откуда пришла на монетный двор именно эта конкретная партия сырья. Например, после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году оккупантам не хватало металла для монетной чеканки, и, по свидетельствам хронистов, в медную монету перечеканивались обломки статуй, решёток алтарных преград, окладов икон и паникадил – всё шло в дело. Так о какой «стабильности» химического состава монет можно говорить в таком случае ? Работали, нередко, по принципу – «Я его слепила из того, что было…» :)


А бронза это была или медь - наверное, с металловедческой точки зрения, всё-таки логичнее сказать, что в большинстве случаев это была бронза разных видов, так как о нормальном рафинировании металла, об высококачественной очистке меди тысячу, или полторы тысячи лет назад говорить не приходится. И состав византийских монет поэтому сильно колеблется - были некоторые даже ближе к латуни (светло-желтоватые), были и бронзовые (коричневые всех оттенков), и из относительно чистой меди (красные) - тоже попадались.

В силу проблем со снабжение металлом - дворы чеканили монету из того металла, который есть под рукой - например, при Василии II Болгаробойце, Византийский Херсон во время войны с нашим Владимиром вообще чеканил мелкие разменные монеты вообще - из СВИНЦА, больше было не из чего, из-за военных действий снабжение металлом нарушилось. И это происходило не только тогда, при Василии II. Херсон во время Македонской династии вообще время от времени периодически чеканил свинец, не только при Василии, при Льве VI Мудром - тоже чеканил, если на монетном дворе другого сырья не было, а монеты ведь нужны постоянно для нужд повседневного рыночного обращения.
Конечно, истирались до состояния полной нечитаемости эти монеты очень быстро - из-за мягкости свинца.

И вот тут случается самое интересное - на всё это разнообразие монетного сырья, из которого произведена монета, за тысячу-полторы лет ложится ПАТИНА. А тут уже начинается вообще тёмный лес, потому что ПАТИНА - это совокупность окислов и прочих продуктов химических реакций, покрывающая монетный металл, может быть по цвету от золотисто-жёлтой, светло-коричневой, всех оттенков зелёного, с голубым отливом и до практически чёрной, как будто монету в битумный лак окунули. Окись меди - чёрного цвета, закись меди - вишнёво-пурпурного цвета, карбонат меди - густого тёмно-зелёного, малахитового цвета с переходом до светло-зелёного, медные соли серной кислоты - голубые, соли соляной кислоты (хлорид меди) изумрудно-зелёного цвета, ещё поверх всего может появиться и карбонат кальция, отложившийся из почвенных вод.



(Малахитово-зелёный карбонат меди на фоллисе Юстиниана Великого).

Коллекционеры выделяют ещё и так называемую «сирийскую патину». Это «патина», в основном встречающаяся на монетах, выкопанных в регионе Сирии и вокруг тех мест. Пишу в данном случае слово «патина» в кавычках, так это не совсем патина – это не окислы и соли металлов, а мелко-мелкодисперсный спрессованный минерализованный песок сирийской пустыни, заполняющий более или менее толстым слоем все пониженные места на монете. Эстетический эффект бывает при этом вполне неожиданный и монета выглядит весьма привлекательно и экзотически – тёмный рисунок на рыже-жёлтом фоне. Выглядит прямо как «чернолаковая» древнегреческая расписная посуда. :) Если такую монету отчистить, то эффект пропадёт, и выглядеть она будет, как правило, намного хуже и непривлекательнее, чем с «сирийской патиной».




(Примеры «сирийской патины» на византийских монетах).

Какая именно патина ляжет на монету - зависит от микроминеральных условий в почве, где монета пролежала все эти века и от химсостава почвенных вод и поэтому две одинаковые монеты, найденные в полукилометре друг от друга, могут быть совсем разного цвета из-за разных химических условий и примесей в почве. Да если ещё, предположим, монета попала в почву, а рядом устроили кладбище, и вот, грунтовые воды, обогащённые органикой от разлагающихся покойников и микроэлементами и солями металлов от окисляющегося погребального инвентаря – всё это омывает монету, откладывая и переоткладывая на её поверхности слои самых разных солей в любых самых неожиданных комбинациях.

Патина придаёт монете благородную красоту, в определённой степени консервирует монету - это - свидетельство древности и подлинности монеты. Жалко, что многие глупые начинающие коллекционеры этого совершенно не понимают и всеми силами стремятся отчистить какими-то химсоставами и кислотами, отдраить щётками и пастой ГОИ древнюю монету "чтоб блястела" - до состояния пряжки на солдатском ремне (ужас !!!). :(
Это я в завершение своей писанины хочу сказать, что цвет монеты зависит ещё и от тех нумизматов, через чьи руки она прошла и кто из них пытался, по своему соображению, или по отсутствию оного, что-то с этой монетой сделать.
Subscribe

  • Гексаграммы

    Гексаграмма - тяжёлая (2 милиарисия) серебряная монета, расчётным весом в 6,82 г., чеканившаяся в VII веке. Введена в обращение, по свидетельству…

  • (no subject)

    Поздравляю! Всех, неравнодушных к книгам! Всех, кто любит библиотеки, всех, кто любит долгими часами рыться в увлекательных и завораживающих…

  • Лекция "Под покровом Богородицы"

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 27.05 | 19:30 Приглашаем на лекцию «Под покровом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments