Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Перепост с форума «Античная нумизматика» (спасибо Андрею Пятыгину - хозяину, генератору идей, и организатору этого замечательного сайта). Просто, решил поделиться, может быть, будет интересно…

********
«Это удивительно подходящее местечко для оргий.
— А что это за оргии?
— Не знаю… но у разбойников всегда бывают оргии — значит, и нам придется устраивать оргии».
Твен М. Том Сойер, XXXIII, 77.

Пигмалион, царь Кипра, жил в одиночестве, так как местные женщины отталкивали его своей распущенностью и неразборчивостью в связях. Мечта об идеальной женщине привела царя, к тому же искусного скульптора, к мысли воплотить её в жизнь (Овидий. Метаморфозы, X, 243-299). Пигмалион создал из слоновой кости статую прекрасной женщины, с которой стал жить практически полноценной семейной жизнью: дарил ей подарки, одевал в драгоценную одежду и, даже, укладывал с собой на мягкое ложе. Единственное, чего он был лишён – полноценного секса.

Долго так не могло продолжаться, потому что воздержание в его возрасте – прямой путь к импотенции, поэтому на очередном весеннем празднике Афродисиях он попросил случайно оказавшуюся там лично богиню Афродиту дать ему в жены девушку, которая была бы похожа на статую в его доме. Богиня поняла, что на самом деле хотел, но постеснялся попросить при посторонних людях царь, и оживила статую. Ожившая девушка, имя которой осталось неизвестной – вполне возможно, что на этом сэкономили, стала женой Пигмалиона и родила ему несколько детей. Гендерный и количественный состав потомства вызывает споры исследователей: сын и дочь, две дочери, два сына и дочь, либо сын и две дочери, вполне возможно, что Паф (именно так называет его Овидий) просто не сразу определился кто он – мальчик или девочка. По имени этого сына-дочери и был назван город Пафос. На другой дочери, определяемой однозначно, по имени Метарма женился Кинир, прибывший на Кипр из Сирии, сын благородных родителей (Аполлодор, III, 14, 3). (Впрочем Овидий считает, что Кинир был сыном Пафа, которого он считал мужчиной). Кинир сразу понял, какой шанс предоставила ему супруга, поэтому, ссылаясь на благосклонность Афродиты к потомству Пигмалиона, он становится царём-жрецом древнего святилища богини в Пафосе и передаёт это право по наследству своим потомкам (Тацит. История, II, 3).

1422-01
Храм Афродиты в Пафосе. Реконструкция Дж. Фишера фон Эрлаха (1721 год).

Надо сказать, что это святилище, основание которого относят аж к XII веку до Р.Х., представляло из себя просто огороженную площадку, «теменос», размером 20 на 50 метров, лишённую зданий, на которой было несколько алтарей для принесения жертв. Стены теменоса, испещрённые отверстиями, назначение которых до сих пор непонятно, сохранились до наших дней, так как никто не смог приспособить эти камни для чего-то более полезного. Итак, Кинир построил на этом месте большой храм в честь Афродиты, который стал резиденцией царя-жреца и религиозным центром Кипра. Храм состоял из высокого центрального здания, по бокам которого стояли два пристроенных крыла. В центральном храме в центре стоял главный культовый объект – ксоанон, темный серо-зелёный конический камень (возможно, метеорит) высотой 1,22 м, олицетворявший собой богиню Афродиту. Киприоты называли его «карадаш», т.е. чёрный камень. Возможно, именно этот камень можно сейчас увидеть в местном музее.
1422-05
В боковых приделах храма находились, скорее всего, многочисленные алтари, курильницы и канделябры, предназначенные для воскурения жертв. Большое число пилигримов каждую весну посещали этот храм и принимали участие в празднествах. Ситуация не поменялась и после завоевания Кипра римлянами. Юлий Цезарь, а также все последующие римские императоры чтили Афродиту-Венеру не только как мать Энея, потомки которого основали Рим, но и как прародительницу рода Юлиев. Поэтому когда в 77 году храм был разрушен землетрясением, римские власти не только восстановили старое святилище, но возвели новое храмовое сооружение, южная стена которого находилась всего в 2-х метрах от внешней северной части древнего храма. Таким образом, оба святилища стали единым архитектурным ансамблем, здания которого были связаны между собой специальным переходом, а культовые богослужения там продолжались, как и в древние времена.
02910
Проводились эти священные действа поклонения богине, каждый год весной, и главным и единственным смыслом этих мистерий было беспорядочное совокупление женщин и мужчин. В честь богини каждая женщина должна была вступить в связь, хотя бы с одним, незнакомым мужчиной. Можно себе представить, что именно здесь происходили самые многочисленные оргии и свинг-вечеринки в истории, которые были запрещены только с приходом на Кипр христианства. Внешний вид храма можно увидеть на римских провинциальных монетах от Августа до Каракаллы.
02912
********

Эти монеты можно приобрести, в интернет-магазине Андрея Пятыгина.
Subscribe

  • Поздравляю с Международным Днём музеев!

    Поздравляю всех небезразличных к музеям, всех, кто любит долго бродить и любоваться по этим сокровищницам, и мысленно прикасаться к Вечности и к…

  • Лекция "Слово о Человеке".

    Очередная интересная информация с сайта любимой и гостеприимной Библиотеки имени Волошина: “1 июня ждём вас на лекции Хранителя наших восточных…

  • С Днём Победы

    С Праздником. С Днём Победы.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

  • Поздравляю с Международным Днём музеев!

    Поздравляю всех небезразличных к музеям, всех, кто любит долго бродить и любоваться по этим сокровищницам, и мысленно прикасаться к Вечности и к…

  • Лекция "Слово о Человеке".

    Очередная интересная информация с сайта любимой и гостеприимной Библиотеки имени Волошина: “1 июня ждём вас на лекции Хранителя наших восточных…

  • С Днём Победы

    С Праздником. С Днём Победы.