Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Category:


В первом томе вышедшей около двух лет назад книги Галины Колпаковой «Искусство Византии» на стр.274 моё внимание привлекла фотография интересной вещицы из Парижской Национальной библиотеки. Рельеф из слоновой кости, изображён Христос, коронующий (или благословляющий ?) царственную пару - Романа и Евдокию. В сцене инвеституры самодержцы изображены в церемониальных одеждах, в одной из символических поз, предписанных этикетом. Под иллюстрацией подпись: «945-949 г.г. Слоновая кость Константинополь». Взглянул я на годы, датирующие этот рельеф и вспомнил своё давнее любопытство и сомнения по поводу датировки приведённого сюжета.
В первый раз эту створку диптиха я увидел лет 18-20 назад, на стр. 543 второго тома академической «Культуры Византии». Ещё тогда у меня возникло сомнение – а почему написано, что это Роман II ?

Вроде бы, на первый взгляд, ясно, какого именно Романа и какую Евдокию коронует Христос – среди царствующих пар такое сочетание имён дают Роман IV Диоген и Евдокия Макремволитисса, вдова Константина X Дуки, мать Михаила VII Парапинака.
Тем более, что в таком серьёзном издании как «История Византии», II том. 1967 г. на стр. 285 изображением этого рельефа проиллюстрировано повествование о царствовании Романа IV Диогена, а под иллюстрацией написано просто «Коронация Романа и Евдокии», так что у любого человека, работающего с «Историей Византии», не возникает сомнений, к каким Роману и Евдокии относится эта иллюстрация.



Но всё просто только на первый взгляд. В книге Дэвида Тальбота Райса «Искусство Византии» натыкаюсь на весьма любопытный комментарий к фотографии (рис. 68, стр.77) этого костяного рельефа – «Спор о том, какой именно из четырёх византийских императоров, носивших это имя, был решён в пользу Романа II».
Учитывая, что книга Дэвида Т. Райса вышла первым изданием в 1963 году, то когда мог происходить «спор», на который он ссылается ? Видимо, никак не ранее 40-50 лет назад. А может быть и более ? Уже в вышедшей в 1936 году книге Андре Грабара «Император в византийском искусстве» этот костяной рельеф атрибутируется именно как коронация Романа II и Евдокии (Табл. XXV, рис.2).

У В.Лихачёвой. (Искусство Византии IV-XV веков. 1981 г.) на стр. 197 читаем описание к рисунку: «Среди них пластина, на которой изображён Христос, коронующий, как ныне определено (Непонятно - кем определено ?? Когда определено ??), Романа II и его супругу Евдокию… Все три фигуры вытянутых, изящных пропорций представлены в рост. Их размер одинаков, но фигура Христа несколько приподнята, чем подчёркивается его особое значение». А на стр. 196. под самой фотографией написано «Коронация Романа II и Евдокии. Пластина. Слоновая кость. XI век» (?!) Непонятно, почему XI век, если Роман II жил в X веке ?

Что же за Евдокия могла оказаться рядом с Романом II ? Мать его, как известно, звали Елена Лакапинида, дочь Романа I Лакапина. У Дашкова никаких упоминаний о том, что за Евдокия могла оказаться рядом с Романом II, мы не находим, там сразу говорится о его браке с Феофано: «В 956 г. он просто шокировал отца и двор, сочетавшись браком с дочерью простого харчевника, Анастасией (тронное имя Феофано), женщиной удивительной красоты и, как выяснилось, жестокой и непомерно властолюбивой».

Продолжаем поиски и – на сайте Музейного центра РГГУ, в описании Зала № 7 читаем:
«Новый подъем косторезного мастерства в Ромейской державе приходится на период так называемого Македонского возрождения, начавшийся после восстановления иконопочитания в X-XI вв.
Особую группу памятников, созданных в это время, составляют изделия из слоновой кости, возникшие в императорских мастерских в годы единоличного правления императора Константина Багрянородного (945-959). …
Лучший памятник этого времени - пластина с изображением благословения Христом сына Константина Багрянородного Романа и его супруги Евдокии.
Поскольку в Византии не существовало наследственного права императорской власти, Константин провозгласил вскоре после утверждения на троне своим соправителем шестилетнего сына Романа, который за год до этого был обвенчан с четырехлетней дочерью Гуго Провансальского, получившей православное имя Евдокия. Юный наследник представлен в парадных одеждах безбородым, на его жене дорогое императорское одеяние. Христос стоит в центре на возвышении, возлагая руки на головы обвенчанных супругов».

Эврика ! Вот и Евдокия нашлась рядом с Романом II !
У Кедрина, историка XI века, читаем что в 945 году Император Константин Багрянородный взял Романа в соправители, и что два Князя Турецкие (или Венгерские) приняли Веру Христову в Цареграде, говорит о крещении Ольги, о смерти Романовой супруги Берты или Евдокии, о поражении Хавдаса, вождя Арабского, и наконец о смерти Патриарха Феофилакта. Жена Романова умерла в 949 году (см. Дюканж. Famil. August. Bysant. стр.143).

И что же получается – Роман II родился в 939 году. Соправителем Константина VII стал в 945 г., т.е., в возрасте 6 лет. Если за год до этого (в 944 г.) он был обвенчан с Евдокией, то, соответственно, им тогда было 5 лет и 4 года. А в 949 году Евдокия уже умерла, ей было тогда 9 лет. А Роман оказался 10 летним вдовцом ! Вот это грустная шутка судьбы… А в 956 г., когда он женился на Феофано, Роману было 17 лет и Феофано (Анастасия) – это - его вторая жена !

Фраза из подписи в книге В.Лихачёвой «Искусство Византии»: «Все три фигуры вытянутых, изящных пропорций представлены в рост. Их размер одинаков, но фигура Христа несколько приподнята, чем подчёркивается его особое значение» помогает понять, почему у меня появились некоторые сомнения относительно того, что это Роман II. Размер фигур одинаков с Христом ! Ну никак не похожи эти изображения на четырёх-пяти летних детей ! А каких-либо признаков, позволяющих точно понять, кто именно изображён, я на этом рельефе не нахожу. То что Роман изображён безбородым ? Ну, мало ли, бороду сбрил, и вообще – откуда уверенность, что он всё время ходил с бородой ? Из отсутствия бороды не следует, что это пятилетний ребёнок ! Пропорции тела вполне взрослые (хотя, это вполне можно отнести на условности изображения в византийском искусстве). Парадные церемониальные одеяния, дивитисий, лор, Христос на роте, построение композиции, стандартные позы фигур – ничто из этого не даёт возможность точно идентифицировать время – между 945-949 г.г. и 1068-1071 г.г., за 120-130 лет не произошло таких изменений в одежде и церемониале, которые бы позволили провести точное определение.
Видимо, и сейчас, по прошествии около 44 лет после выхода книги Дэвида Т. Райса не все согласны с определением, что это изображён Роман II.
Напримкр - у В.Бибикова в статье «ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОСОПОГРАФИИ: К ДАТИРОВКЕ ПРОТОТИПА ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г.» видим, что Бибиков считает этот рельеф изображением Романа IV и Евдокии Макремволитиссы:
«Парижская миниатюра - не единственный портрет Евдокии Макремволитиссы: на л. 2 в Cod. Paris, gr. 3057 XVI в. она изображена со светлыми волосами (что в Византии считалось признаком особой красоты), восседающей на троне. Портрет Евдокии воспроизводит и фигура на пластинке из слоновой кости (240x150) из собрания Кабинета медалей в Париже. На пластинке изображен Христос, венчающий императорскую чету, - Романа и Евдокию (все фигуры - в рост). Их, в частности, отождествляли с Романом IV и Евдокией, относя тем самым это изображение к периоду второго замужества Евдокии».

Вот я увидел в книге у Колпаковой в очередной раз изображение этой створки и решил сбросить сюда свои мысли и сомнения по поводу датировки. Может быть, кто-то что-то и ответит. :)

Размышляя над всем вышеописанным, хочу сказать, что я не склоняюсь окончательно к какой-то конкретной точке зрения и сам для себя я так и не решил, кто же именно там изображён.

Может быть кто-то что-то знает подробнее о споре, на который ссылается Дэвид Т. Райс – какие аргументы приводились сторонами в подтверждение своих точек зрения ? Чем мотивировались точки зрения на разные датировки ?

Список литературы, в которой приведены изображения этого рельефа :
Андре Грабар. Император в византийском искусстве. Табл. XXV, рис.2.
История Византии, II том. 1967 г. Стр. 285.
В.П. Даркевич. Светское искусство Византии. 1975 г. Рис. 370, стр. 246.
В. Лихачёва. Искусство Византии IV-XV веков. 1981 г. Стр. 196.
Культура Византии, II том. 1989 г. Стр. 543.
Дэвид Тальбот Райс. Искусство Византии. 2002 г. Рис. 68, стр.77.
Галина Колпакова. Искусство Византии. 2004 г. I том. Стр.274.
Subscribe

  • Гексаграммы

    Гексаграмма - тяжёлая (2 милиарисия) серебряная монета, расчётным весом в 6,82 г., чеканившаяся в VII веке. Введена в обращение, по свидетельству…

  • (no subject)

    Поздравляю! Всех, неравнодушных к книгам! Всех, кто любит библиотеки, всех, кто любит долгими часами рыться в увлекательных и завораживающих…

  • Лекция "Под покровом Богородицы"

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 27.05 | 19:30 Приглашаем на лекцию «Под покровом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments