А я сижу, и вспоминаю летнее путешествие…
После Переславля, с погодой повезло.
Над Ростовом было роскошное голубое небо, и солнечная погода.


Успенский собор. 1508-1512гг. Построен на месте более древних соборов, стоявших на этом месте с XII-XIII веков. Существующий собор – уже пятый, построенный на этом месте, первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. По легенде, на рубеже XII—XIII веков настоятелем собора был отец былинного богатыря Алеши Поповича.

Снаружи – собор приведён в порядок вычищен, оштукатурен, побелен, а, внутри идёт ремонт, там леса, запах краски, штукатурки и побелки, мешки цемента, задумчивые сонные рабочие, и, полопанные-потресканные, осыпавшиеся, нереставрированные иконы…

Рядом – звонница 1682-1687 гг. За 100 рублей полез наверх – любоваться пейзажами. Уххх, какой был экстремальный подъём, по узкому-узкому, древнему проходу, с высоченными, крутыми ступеньками, в некоторых местах, приходилось просто, откровенно – протискиваться, да ещё и сумка мешала…
Несмотря на все трудности подъёма - долез.
И, ничуть не жалею. Оно того стоило… :)

Сверху открывается просто шикарный вид на резиденцию Ростовских митрополитов, которая известна под условным названием «Ростовский кремль». Резиденция была построена в 1670-1683 годах, по замыслу митрополита Ионы Сысоевича. А, после переноса митрополии, в 1787 году, из Ростова в Ярославль, была заброшена, и обветшала, хорошо, хоть, не пошла на слом, на кирпичи не разобрали…

Соборная звонница сооружена между 1682 и 1687 годами, и представляет собой два здания, поставленные вплотную друг к другу. Сначала был построен вытянутый с юга на север трёхпролётный корпус, а затем однопролётная башня для самого большого колокола. Над каждым пролётом поставлена главка на круглом барабане. Звонница производит сильное впечатление простотой своих плоскостей, расчленённых лопатками и тягами. Лишь в первом этаже сделаны проёмы для дверей, а во втором и третьем щелевидные окна. Лестница, ведущая на площадку звона, расположена внутри стены, и выявлена на фасаде совсем крошечными оконцами. Широкие арки звона имеют закомарное покрытие. Такой тип звонниц известен в русской архитектуре XVI-XVII веков в Новгороде, в Ипатьевском монастыре в Костроме, в Суздале, но, пожалуй, по композиции она ближе всего к звоннице Ивана Великого Московского Кремля.
(Иванов В.Н. “Ростов. Углич”. Москва. «Искусство». 1975 г.)







«Кремль», конечно, как туристическая достопримечательность, вычищен-вылизан, отреставрирован, но, уже в двух шагах, за его стенами, попадаются сооружения, явно, требующие ремонта, как вот, например, видны со звонницы ржавые купола церкви Спаса на Торгу.

Церковь Спаса на Торгу, один из последних памятников ростовской школы архитектуры второй половины XVII века. Носившая также название Ружная (без прихода), она стоит в торговых рядах, и известна с 1206 года. Первоначально деревянная, неоднократно горевшая, и вновь возводимая на том же месте, церковь отмечает традиционное место торга в городе. Каменная церковь Спаса на Торгу впервые построена в 1654 году, но, сильно повреждённая пожаром в 1671 году, она была заново отстроена в 1685-1690-х годах. Архитектура её создавалась под явным воздействием образов Ростовского кремля. Как церковь Григория Богослова, она пятиглавая, не имеет вертикальных членений на фасадах, хотя завершена закомарами; как в церкви Воскресения, в её архитектурном убранстве применён аркатурный пояс, но галерея сделана только с одной стороны. Другие декоративные элементы – ширинки, цветные изразцы, красивые кирпичные наличники с гирьками, наличники окон на южном фасаде – также говорят о кремлёвских прототипах.
Как и в других кремлёвских церквах, интерьер её перекрыт сомкнутым сводом. Деревянного иконостаса нет. Канонические сюжеты написаны на каменной стене, их обрамления в первом ярусе повторяют форму алтарной преграды церкви Иоанна Богослова. Изображения, расположенные в следующих ярусах, в XIX веке были обрамлены деревом, и обиты медью – это создало иллюзию обычного иконостаса.
Фресковые росписи церкви Спаса на Торгу были выполнены около 1762-1764 годов, под руководством ярославского мастера Афанасия Шустова. Сначала кажется, что фрески написаны ярославскими мастерами в конце XVII века, но затем становится ясно, что это работа художников уже другого поколения, которые, сохраняя связь с древним монументальным искусством, уже живут в новом времени. В этих росписях много сюжетов, или не встречавшихся ранее, или на морализующие темы. Композиции «Христос и грешница», «Притча о виноградаре», «О человеке, впавшем в разбой» интересны не только своими сюжетами, но и более реалистической манерой выполнения.
(Иванов В.Н. “Ростов. Углич”. Москва. «Искусство». 1975 г.)

А, в сторону Советской площади, тоже, в двух шагах от Кремля, попадаются, и вовсе, вот такие живописные руины, несущие прелесть энтропии, и следы неутомимого Времени…

А, внутри «Кремля» - действительно – красиво…

Очень красиво…
