Византиец (bizantinus) wrote,
Византиец
bizantinus

Ростов Великий. Митрополичий двор.

Сейчас, за окнами – давно осень, пусть и тёплая.
А я сижу, и вспоминаю летнее путешествие…
После Переславля, с погодой повезло.
Над Ростовом было роскошное голубое небо, и солнечная погода.
IMG_3512 2

IMG_3510 2
Успенский собор. 1508-1512гг. Построен на месте более древних соборов, стоявших на этом месте с XII-XIII веков. Существующий собор – уже пятый, построенный на этом месте, первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. По легенде, на рубеже XII—XIII веков настоятелем собора был отец былинного богатыря Алеши Поповича.
IMG_3509 2
Снаружи – собор приведён в порядок вычищен, оштукатурен, побелен, а, внутри идёт ремонт, там леса, запах краски, штукатурки и побелки, мешки цемента, задумчивые сонные рабочие, и, полопанные-потресканные, осыпавшиеся, нереставрированные иконы…
IMG_3536 2
Рядом – звонница 1682-1687 гг. За 100 рублей полез наверх – любоваться пейзажами. Уххх, какой был экстремальный подъём, по узкому-узкому, древнему проходу, с высоченными, крутыми ступеньками, в некоторых местах, приходилось просто, откровенно – протискиваться, да ещё и сумка мешала…
Несмотря на все трудности подъёма - долез.
И, ничуть не жалею. Оно того стоило… :)

IMG_3514 2
Сверху открывается просто шикарный вид на резиденцию Ростовских митрополитов, которая известна под условным названием «Ростовский кремль». Резиденция была построена в 1670-1683 годах, по замыслу митрополита Ионы Сысоевича. А, после переноса митрополии, в 1787 году, из Ростова в Ярославль, была заброшена, и обветшала, хорошо, хоть, не пошла на слом, на кирпичи не разобрали…
IMG_3526 2
Соборная звонница сооружена между 1682 и 1687 годами, и представляет собой два здания, поставленные вплотную друг к другу. Сначала был построен вытянутый с юга на север трёхпролётный корпус, а затем однопролётная башня для самого большого колокола. Над каждым пролётом поставлена главка на круглом барабане. Звонница производит сильное впечатление простотой своих плоскостей, расчленённых лопатками и тягами. Лишь в первом этаже сделаны проёмы для дверей, а во втором и третьем щелевидные окна. Лестница, ведущая на площадку звона, расположена внутри стены, и выявлена на фасаде совсем крошечными оконцами. Широкие арки звона имеют закомарное покрытие. Такой тип звонниц известен в русской архитектуре XVI-XVII веков в Новгороде, в Ипатьевском монастыре в Костроме, в Суздале, но, пожалуй, по композиции она ближе всего к звоннице Ивана Великого Московского Кремля.
(Иванов В.Н. “Ростов. Углич”. Москва. «Искусство». 1975 г.)
IMG_3519 2

IMG_3518 2

IMG_3522 2

IMG_3528 2

IMG_3525 2

IMG_3531 2

IMG_3535 2
«Кремль», конечно, как туристическая достопримечательность, вычищен-вылизан, отреставрирован, но, уже в двух шагах, за его стенами, попадаются сооружения, явно, требующие ремонта, как вот, например, видны со звонницы ржавые купола церкви Спаса на Торгу.
IMG_3516 2
Церковь Спаса на Торгу, один из последних памятников ростовской школы архитектуры второй половины XVII века. Носившая также название Ружная (без прихода), она стоит в торговых рядах, и известна с 1206 года. Первоначально деревянная, неоднократно горевшая, и вновь возводимая на том же месте, церковь отмечает традиционное место торга в городе. Каменная церковь Спаса на Торгу впервые построена в 1654 году, но, сильно повреждённая пожаром в 1671 году, она была заново отстроена в 1685-1690-х годах. Архитектура её создавалась под явным воздействием образов Ростовского кремля. Как церковь Григория Богослова, она пятиглавая, не имеет вертикальных членений на фасадах, хотя завершена закомарами; как в церкви Воскресения, в её архитектурном убранстве применён аркатурный пояс, но галерея сделана только с одной стороны. Другие декоративные элементы – ширинки, цветные изразцы, красивые кирпичные наличники с гирьками, наличники окон на южном фасаде – также говорят о кремлёвских прототипах.
Как и в других кремлёвских церквах, интерьер её перекрыт сомкнутым сводом. Деревянного иконостаса нет. Канонические сюжеты написаны на каменной стене, их обрамления в первом ярусе повторяют форму алтарной преграды церкви Иоанна Богослова. Изображения, расположенные в следующих ярусах, в XIX веке были обрамлены деревом, и обиты медью – это создало иллюзию обычного иконостаса.
Фресковые росписи церкви Спаса на Торгу были выполнены около 1762-1764 годов, под руководством ярославского мастера Афанасия Шустова. Сначала кажется, что фрески написаны ярославскими мастерами в конце XVII века, но затем становится ясно, что это работа художников уже другого поколения, которые, сохраняя связь с древним монументальным искусством, уже живут в новом времени. В этих росписях много сюжетов, или не встречавшихся ранее, или на морализующие темы. Композиции «Христос и грешница», «Притча о виноградаре», «О человеке, впавшем в разбой» интересны не только своими сюжетами, но и более реалистической манерой выполнения.
(Иванов В.Н. “Ростов. Углич”. Москва. «Искусство». 1975 г.)
IMG_3523 2
А, в сторону Советской площади, тоже, в двух шагах от Кремля, попадаются, и вовсе, вот такие живописные руины, несущие прелесть энтропии, и следы неутомимого Времени…
IMG_3598 2

А, внутри «Кремля» - действительно – красиво…

IMG_3555 2

Очень красиво…

IMG_3582 2
Subscribe

  • (no subject)

    Шикарная фауна… :) Ну да – Таисия же, Змея – по году. И, вот в гостях у одной из подруг, у которой живут вот такие очаровательные и…

  • (no subject)

    Информация с сайта Музея русской иконы на Гончарной: Лекторий Музея русской иконы онлайн | 28.10 | 19:30 Приглашаем на вторую лекцию цикла…

  • (no subject)

    Вчера удалось выбраться с Таисией в удивительную, любимую и гостеприимную библиотеку имени М.А. Волошина на лекцию потрясающего Виктора Солкина.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments