лот 354
Римская империя, Феодосий II, 402-450 годы, солид.
AV солид, вес 4,45 гр., диаметр 22 мм.
Время чеканки: 430 - 440 год.
Место чеканки: Константинополь.
Аверс: DN THEODOSIVS PF AVG, бюст императора в шлеме и диадеме анфас, в правой руке держит копьё, в левой щит.
Реверс: VOT XXX MVLT XXXX I, персонификация Константинополя, сидящая влево, в правой руке держит державу, левой опирается на скипетр, правая нога на проре корабля, под обрезом СONOB.
Состояние: Good Very Fine / Good Very Fine.
Ссылки: RIC 257.
Стартовая цена: 35 000 р.
Какое-то время назад, этот солид уже выставляли на «Гермесе». Тогда он не продался. Сейчас, вот, опять выставили. Персонификация Константинополя – красивая… А, на стороне с портретом императора – граффити…

Просто удивительное ощущение – да, конечно, в общем-то все монеты той эпохи, почти ~1580-летней давности – плод человеческого РУЧНОГО труда.
Брали металл, проковывали лист, делали заготовку, вручную её высекали-вырезали из листа, разогревали, вручную под штемпель подкладывали, вручную по штемпелю какой-нибудь кувалдой били при чеканке.
Но граффити на монете – это совсем другое “ощущение”.
Совсем другой “эффект присутствия”.
Надпись - это нечто такое нестандартное, созданное руками человека, жившего, может быть ~1500 лет назад, и, руки те уже давным-давно растворились в шелестящем потоке бескрайних веков, и пра-правнуки стали пра-прадедами, и, в свой черёд исчезли из этого мира…
Как и скандинавские руны, нацарапанные кем-то, когда-то, зачем-то, на парапете, колонне, или перилах храма Софии в Константинополе.
Вроде бы, процарапанные буковки на монете, вроде бы, кто-то скажет, какая мелочь, а вот есть в этом какое-то потрясающее ощущение «прикосновения к вечности»,
Да, сама по себе монета – это здОрово, это очень интересно, но эти буковки, и вообще придают ей чёрточку такой уникальности и – нестандартности, и, будит воображение.
Кто-то когда-то в Византии пересчитывал кучку монет…
Кто? Когда? Может быть, дворцовый служащий, готовящий подарки к празднику чиновникам высокого ранга и раскладывающий монеты для этого в маленькие мешочки – считал, кому сколько полагалось – по несколько золотых, и несколько серебряных монет?
А может быть, сотрудник налогового ведомства, которому нужно было пересчитать и учесть тысячи монет? Или кто-то ещё?
Кто же это сейчас узнает…
А вот он взял, да и чем-то тонким и острым нацарапал буковки… Инициалы, или, это что-то другое?
Что у него там острое на столе могло оказаться? У чиновника, у писца, у чиновника? Может быть, небольшой канцелярский ножичек для заточки тростникового «пера», которым в Византии нередко писали?
Вот, может быть, этим ножичком он буковки и нацарапал.
А может быть в Византии примета какая-нибудь была на этот счёт?
Вроде того, что «пометить» своими инициалами проходившие через руки деньги?
Чтобы, почаще и побольше обратно «возвращались»?
Кто ж теперь это узнает…
Уже следов от этого человека не осталось, а нацарапанные им литеры – вот они, пожалуйста, подержать в руках, потрогать можно…
А, нацарапанные руны и разные рисунки на древних восточных монетах, тоже нередко встречаются, но насчёт этого целая книга есть, она больше 20 лет, как вышла («Граффити на восточных монетах. Древняя Русь, и сопредельные страны»), это же такая неисчерпаемая тема – можно ей всю жизнь заниматься, потому что монеты как таковые – всё это в той или иной степени массовый материал, более или менее редкий, но массовый, а вот руны, монограммф, и всякие рисунки на монетах, нацарапанные кем-то много веков назад, вот они действительно – каждый раз - уникальные.
Хотя, формально и строго подходя к этому вопросу,
с антикварной точки зрения,
очень многие нумизматы считают, что граффити монету – портят.
Ну конечно, ведь монета-то - поцарапанная.
Наверное, я не очень “правильный” нумизмат, если у меня вид граффити на монете вызывает столько ЭМОЦИЙ… :)